• На  фестивале «Уроки режиссуры» театр «Мастерская Григория Козлова» представила спектакль «Счастье мое».  Пьесу Александра Червинского  молодой режиссер Андрей Горбатый поставил с молодыми же артистами, конечно, прежде всего, о любви. Хотя, надо признать, пьеса морально  устаревшая, насквозь советская,  но артисты так искренне проживают судьбы своих героев, что зрительское счастье ощущается даже на физическом уровне… в первом действии, так точно.

Счастье, оно ведь разное бывает. Режиссер Андрей Горбатый поместил все ощущения счастья на второй (верхний) уровень декораций, ведь счастливый человек всегда немножко парит над обыденностью…

- Там, наверху, в пустой рамке от старой фотографии маленькую Вику (Арина Лыкова) родители любовно укутывают в теплый шарф и натягивают на руки мягкие варежки –счастливые детские воспоминания Виктории.

- Там же, на втором этаже, пишет, читает и комментирует происходящее ее любимая Лидия Ивановна (Вера Латышева), директор школы и заботливый  друг, до конца своей жизни трепетно опекающая свою Викторию. Лидия Ивановна - одинока, разочарована и излишне рассудительна, но она - неравнодушный советчик и учитель, правда,  упрямая Виктория все равно все решит по-своему…

Главную героиню пьесы никакие воспоминания не делают несчастной, и любые  встречи и события не приносят разочарований. Чудесный веселый Викин характер не испортили ни трудные детдомовские годы, ни голодное военное время. Она хорошо помнит, что в детстве у них в семье был дом, дача и машина, но не страдает по вещам, не цепляется за прошлое. Мама умерла, когда ей было два года, вскоре репрессировали отца. Казалось, можно навсегда забыть о счастье, перестать улыбаться, но девушка всей душой устремлена в будущее (советское воспитание), главной целью поставив себе продолжение рода. Главное, чтобы мама не исчезла: «Когда я принимаю рапорт на пионерской линейке, становлюсь такой же красивой как мама, и дочка моя будет такой же, как я, и как моя мама, и как мой папа…».  Виктория, значит - Победа, и девушка настырно идет к своей цели.  Героиня Арины Лыковой безжалостно искореняет любые трудности на пути, будь то физический труд или нравственный. Не придавая никакого значения своей  внешности, она знает, что найдет мужчину, достойного стать отцом ее будущей дочери.

Заполучив в провожатые бравого матроса Сенечку (Антон Момот) с горящими (то - от гнева, то - от удивления, то - от восхищения) глазами, Виктория добивается своего. Безусловно, бурные ночные сцены в помещении школы - лучшая часть спектакля. От первого момента, когда у озябшей пары зуб на зуб от холода не попадает, и незадачливому жениху Анечки ничего не остается, как переночевать в каморке Вики. До той сцены, когда обласканный и утешенный Сеня  («Сенечка, вы - романтик, а стараетесь казаться хуже, чем есть», «Я таких красивых никогда не видала»), прозревая и трезвея, обнаруживает в «серенькой» пионервожатой необыкновенную личность. Герой  Антона Момота, обескураженный неожиданным приключением, готов,  как честный человек, немедленно жениться на решительной девушке. Душа  Сенечки проделывает за ночь (артисту Момоту здорово удается передать тончайшие нюансы  настроения) огромный путь - от разозленного «бывалого» ухажера, потерпевшего накануне фиаско, до зачарованного, почти влюбленного в новую знакомую. 

Все есть в этой постановке – искренность, живая актерская игра, душевность литературных и театральных персонажей, ирония, сочувствие, но … только заканчивается счастье первого действия и начинается устаревшая условность драматургических советских сентенций. Старшая пионервожатая Виктория,  ни в коем случае не желая обретать просто человеческое счастье, отрицает все чувства, кроме  гордости и достоинства советского человека. Она не желает выходить замуж за перспективного матроса и ехать с ним в Лондон (тут возникает запоздалый вопрос к драматургу: куда ж девать  «страшную тайну» Сенечки в виде отца – баптиста… ведь в то время подобный родственничек означал конец не начавшейся карьере).  

Непреклонная   Вика  спешит заключить брак с  тишайшим  стареньким учителем биологии Оскаром Борисовичем (прекрасная работа молодого артиста Георгия Воронина) и собирается растить свою будущую дочку одна. Также самостоятельно, невзирая на семь месяцев беременности, энергичная пионервожатая будет делать ремонт в школе и бороться с родильными схватками при внезапном возвращении Сенечки…

 Молодой режиссер и артисты ненароком увязли в тягучей вымышленности событий, но послевкусие от спектакля все равно прелестное.

фото - пресс-служба театра и фестиваля "Уроки режиссуры"