Café «Бунин» открыто

ВГИК, Мастерская профессора, народного артиста России Игоря Николаевича Ясуловича - одна из лучших актерских кузниц Москвы, где готовят прекрасных артистов с полным арсеналом необходимыми в профессии качествами и секретами мастерства. Процесс подготовки занимает несколько интенсивных лет. Интересно наблюдать, как необработанные алмазы, отобранные в процессе сурового отбора, трудом и терпением педагогов превращаются в бриллианты. Чтобы засверкали все драгоценные грани, каждому таланту необходимо проделывать и собственную внутреннюю работу. Молодые люди попадают в мир литературы, театра, авторского кино, с которым, учитывая сегодняшние реалии, мало знакомы, поэтому обязательным условием служит начитанность и насмотренность. К третьему курсу студенты уже вполне себе начинают разбираться в искусстве, приобретают опыт существования на сцене, на экране, продолжая напитываться уроками мастеров.

Театральная сцена - лакмусовая бумажка для любого актера, а спектакль – главный экзамен. Когда педагог по актерскому мастерству Ксения Кузнецова предложила ребятам сделать работу по рассказам лауреата Нобелевской премии Ивана Бунина, особого энтузиазма это не вызвало. Где нынешняя молодежь, и где Бунин со своей тоской в эмиграции двадцатых годов прошлого века? Но каждый из ребят нашел для себя тот рассказ, который его тронул. Для педагога-режиссера главной задачей постановки было найти общую составляющую. Где могли пересечься все эти герои рассказов Бунина времен французской эмиграции? Ну, разумеется, в парижском кафе…

Итак, «Кафе Бунин» с русской кухней и посетителями, чьи имена и судьбы увековечил русский лауреат Нобелевской премии по литературе. Разные судьбы, как фрагменты мозаики, складывались общую картину. Намеренная или случайная встреча, быстротечное влечение и роковая страсть, вспыхнувшая любовь и пошлая измена, девичья наивность и мужской цинизм – все прошло перед глазами в тот вечер, когда в Доме Актера показывали спектакль. Скромная сценография в силу отсутствия, каких бы то ни было средств, не помешала режиссеру Ксении Кузнецовой создать необходимую атмосферу.

Парижское кафе с живой музыкой (Анастасия Косарева и Валентин Мингалев), маленькие столики, услужливая официантка (Манана Тотибадзе), сторонний наблюдатель, присутствующий в кафе в момент выяснений отношений между посетителями – все это забирало внимание публики, неотрывно следящей за развитием событий, пробуждало воображение.

Интересно, как постепенно в процессе репетиций молодые актеры проникались атмосферой отчаянной тоски и одиночества, накрывшей эмигрантов, волею судьбы лишившихся родной почвы, друзей, потерявших ориентир и смысл жизни. Искалеченные судьбы еще больше распаляли желание героев любить и быть любимыми, хотя бы на вечер. От того женщины становились легкой добычей разного рода авантюристов, от того так легко расставались с девичеством, а некоторые и вовсе с жизнью.

Вот непосредственная девушка Поля (Вероника Ткачева), ставшая проституткой – смешливая, застенчивая девчонка, от которой невозможно оторваться. А разве можно отвести глаз от официантки, сочувствующей посетителям, к которой тоже приходит любовь. Любовь, даже безответная – непременный участник, да что там участник - главный герой произведений Бунина.

На фоне социальных катастроф двадцатого века, раскола общества и распада привычных устоев непрочность человеческих отношений легко объяснима. Но юность берет свое в любые времена, и любовные вспышки освещают мрачную атмосферу, не претендуя на вечность и не превращаясь в обыденность, но придавая жизни смысл.

Короткие сюжеты, разные эмоциональные краски дают в целом представление не только о значимой поре в творчестве Бунина, но и о мастерстве молодых актеров, совершенствующихся в своей профессии и во взглядах на мир.

фотографии Александра Беланова