В пространстве "ВНУТРИ» с каждым новым проектом разворачивается настоящее театральное пиршество – пир духа. Пир начинается еще на улице, перед входом в Пространство, где Олег Карлсон построил стеклянный тамбур для желающих покурить и пообщаться до начала спектакля. Минут за сорок к Пространству стекаются драгоценные ручейки понимающих театралов, чей узкий круг именно тут обретает крепость и ясность. Внутри и около «ВНУТРИ» давно сформировалась компания единомышленников. Стоместный зал не вмещает критиков и журналистов, желающих попасть на пресс-показ, тогда как в иные театры, несмотря на зазывные фуршеты, приходит несколько человек, да и те, в основном, фотографы.
В сегодняшнем театральном мире одна из самых заметных фигур – режиссер Антон Федоров, чьи спектакли имеют свою зрительскую аудиторию, благодаря особенному почерку творческой команды, потрясающим артистам и отменному чувству юмора всего коллектива.
Спектакль «Шинель» с первой секунды радует художественным оформлением (Антон Федоров, Лена Лисаускас, Надя Гольдман), световыми эффектами (Игорь Фомин), впечатляющим гримом (Виолетта Саидова). Высоченная кровать с лежащим на ней несуразным телом с длиннющими ногами по высоте – двухъярусная, только без нижнего яруса. Под стать кровати у стены – высоченный стул. Прямо возле первого ряда – какое-то непонятное сооружение, накрытое черным полотном – не то музыкальный инструмент, не то швейная машина. Впоследствии, оказывается, под черным сукном священнодействует портной Петрович (Алексей Чернышев), из-под сукна периодически что-то инфернальное показывается – то хвост, то лапа, то снег, то странные звуки…
Действующие лица, которые распознаешь не сразу:
– длинный худой человек на кровати – Башмачкин (Сергей Шайдаков), когда он садится на кровати, по залу прокатывается смешок – ему не надо спрыгивать с кровати, и не нужна лестница – ходульные ноги достают до пола;
– кухарка в засаленном фартуке, нечесаными космами и зеленоватыми фингалами, она же – уборщица Марьюшка в ведомстве, где служит Башмачкин (Наталья Рычкова);
– неизвестный болтливый персонаж в темных очках кота Базилио, рубашке, галстуке, семейных трусах и носках на подтяжках, кажется, его зовут Валера (Семен Штейнберг) – в его адрес несутся упреки кухарки: «Валееерааа, ты мне всю жизнь испортил!»;
– Петрович (Алексей Чернышев) – не только портной, но и Тарас Бульба, и Вий... его, как и всех героев Гоголя и Федорова, нужно рассматривать подетально и с большим удовольствием.
Знающие и любящие творческий метод режиссера Антона Федорова готовы долго и радостно вкушать объемную и многозначительную звуковую партитуру: ворчание, бормотание, перекидывание репликами – цитатами, шипение яичницы на раскаленной сковородке (шипящее потрескивание остроумно передается мнущимся пластиковым стаканчиком). Персонаж «Валера» периодически выходит с заявлением: «Такое понимать надо…».
И в зале все всё понимают. Прелюдия заканчивается, начинается история несчастного Акакия Акакиевича, стыдливо пробирающегося на службу сквозь непогоду в своей старенькой протертой до дыр шинели («Исаакий, Невский, Достоевский, Зимний, Летний…»), взбирающегося на высокий стул, чтобы аккуратным почерком переписывать бумаги («нуу, удиви нас…», «талантливый, чёрт», «богом зацелованный…»).
Башмачкин, решившись на пошив новой шинели, пытается разжалобить портного, сбить цену. Его диалог с Петровичем, состоящий из обрывков гоголевских цитат из разных произведений («а поворотись-ка спинкой…»), невероятно смешной. В зале публика затаивает дыхание, боясь упустить слово, потому что общий культурный слой позволяет зрителям на лету проникаться смыслами, наслаждаться ассоциациями. Пожалуй, впервые маленький человечек предстает таким великаном, а в финале шагает с кровати как в пропасть, на ходу лишаясь ходуль (цирковое искусство).
Перед нами - высокий уровень лицедейства. Кажется, «Валера» сейчас скажет: «Асисяй!», и зрители окончательно забудут про время и место, а Петрович напоследок еще пробасит: «Поднимите мне в кои-то веки…».