Эпоха об эпохе

В театре Вахтангова на Новой сцене в январе 2022 года состоялась мировая премьера нового романа Тимура Кибирова «Генерал и его семья». Режиссер Светлана Землякова театрализовала историю любви молодых людей на фоне истории одной семьи на фоне истории нашей страны. События полувековой давности то проносятся, вызывая у тех, кто помнит, яркие ассоциации с собственной жизнью, то текут неторопливо, подробно. Возможно, пара эпизодических сцен и увеличивают время спектакля, но лучше сразу настроиться на большой формат, чтобы не смотреть на часы, а получать удовольствие от текста и всей постановки в целом.

В спектакле довольно точно передана атмосфера эпохи семидесятых годов двадцатого столетия  – аутентично выглядят лица героев, их прически, одежда, манеры  (сценография и костюмы – Максим Обрезков, грим – Ольга Калявина, хореограф – Наталья Шурганова). В первой сцене мы сразу видим главного героя – генерала Василия Ивановича Бочажка (Максим Севриновский). Генерал встречает  рейс из Москвы с дочерью студенткой на борту, которая приезжает на каникулы домой. Мерзнет генерал на ледяном ветру летного поля, стоически перетаптывается с ноги на ногу, в приказном порядке отсылая водителя (Евгений Кравченко) и сына Степку (Семен Арзуманов) погреться в здание аэропорта. Художник Максим Обрезков скупыми деталями обозначает продуваемое поле и набитый пассажирами провинциальный зал ожидания с рядами казенных кресел. В последующих мизансценах зал ожидания мгновенно транспонируется в квартиру генерала,  потом в библиотеку, в кафе, в остров и т.д. Удивительно, как художнику подвластно любое пространство, в том числе, природная стихия. Ему вовсе не требуется загромождать сцену реалистичной мебелью, имитировать воду или кусты. Сценография Обрезкова, помимо точно воспроизведенного места действия, позволяет и зрительской фантазии поучаствовать в этом увлекательном творческом процессе.

Радость встречи с Анечкой (тонкая чувственная работы студентки Щукинского училища Полины Рафеевой) немедленно омрачается тем, что генеральская дочь вернулась глубоко беременной, то есть, фактически, запятнала репутацию порядочной советской семьи и лично уважаемого всем городом Василия Ивановича. Отцу и дочери предстоит нелегкий путь к взаимопониманию. Роль  громоотвода отведена уступчивому Анину брату Степке (Семен Арзуманов). «Словно страна третьего мира между двумя быкующими сверхдержавами…», – так сочно Тимур Кибиров описывает положение Степки в семейном конфликте.

Идет тяжелая притирка: с одной стороны от женских рук в доме становится уютней (от «лопнувших сарделек и обгорелого картофеля» за заботливо  сервированным Аней столом отец чуть не прослезился), с другой, политические взгляды у Ани с Василием Ивановичем давно и категорически разошлись. Честному советскому служаке  не положено иметь расхождение с линией партии и правительства. Ане же, с детства предпочитающей школьной программе диссидентскую литературу, претит пафос громких лозунгов. Ей, забеременевшей от неизвестного самиздатовского поэта, непросто найти общий язык с жестким беспрекословным командиром гарнизона. Но не такой он однозначный этот генерал Бочажко, например, он любит оперу и хорошо разбирается в классической музыке.

Одна из самых чудесных сцен спектакля, когда Василий Иванович вспоминает ушедшую после тяжелой болезни жену Травиату Захаровну (яркая работа Марии Волковой). Когда они остаются вдвоем, исчезает командирский тон и суровость растворяется в сентиментальности. Трогательна и забавна история их знакомства в поезде, пронзительно щемяща сцена в больнице. Герой Максима Севриновского нежно и пожизненно влюблен в свою прекрасную Травиату, что не мешает ему исполнять службу и быть бравым командиром.

Появившийся в доме Бочажко внук приносит в семью благоволение и гармонию. Вот таким же мог стать Мир после появления на свет другого младенца, недаром в роддоме генерал, носясь вокруг будущей матери, «словно заполошенная курица», вспоминает не что-нибудь, а «Отче наш». Почему же люди столько веков все также небрежно и непутёво относятся к Миру?

В семидесятые годы еще веяло свободным дыханием 60-х гг. со стихами и песнями Политехнического, с обнародованной страшной правдой о сталинских репрессиях, но уже надвигалась – наваливалась эпоха душного длительного застоя с тихим, но жестким  запретом на инакомыслие. Некоторые провинциальные учителя и библиотекарши из числа эвакуированных в Великую Отечественную войну интеллигентов еще успели на свой страх и риск просветить и воспитать новое поколение. С воспитателем повезло и Ани Бочажко – Римма Геннадьевна (Лада Чуровская), цитирующая на память строки Анны Ахматовой («и безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами и под шинами черных «Марусь»), словно олицетворение самой Поэтессы «сходит» со знаменитой картины Натана Альтмана. Знакомый профиль Анны Андреевны вызывает восхищенный шелест в зрительном зале, а ответ замполита генералу (Василий Иванович с превеликим трудом достал оба томика и поинтересовался – Ахматова... как?), что, мол, "эта ваша Ахматова – белогвардейская куртизанка», –  веселит публику.

Машка (Полина Бондарь), чудесная подруга Ани, не знает, то ли восхищаться смелостью генеральской дочки, то ли жалеть ее. Актриса Полина Бондарь импонирует чрезвычайной органичностью в этой характерной роли.  У ее Машки Штоколовой - забавные  манеры, провинциальный говор и счастливый характер, отличающийся полным отсутствием зависти и вместительным добрым сердцем. Так же добра и бескорыстна соседка генерала Бочажко Лариса Сергеевна (Ольга Боровская), по-бабьи пожалевшая вдового мужика, ничего для себя не ожидая Простая семейная женщина («эти чувства никак не пересекались в ее сердце…»).

Лев Блюменбаум (Эюб Фараджев) – типичный представитель своего времени и своего народа: интеллигентный обаятельный еврейский парень, честно прошедший  суровый строй армейских будней. Как строптивой Ане Бочажко не влюбиться в эти огромные печальные глаза и густые кудри? От их искренних чувств и любовных сцен становится тепло и весело на душе. Выбор дочери – очередной «поддых» папе - генералу.  Василию Ивановичу придется смириться не только с антисоветскими взглядами дочери и ее мужем-евреем, но и с самым страшным потом – их репатриацией в Израиль. В те времена эмигранты прощались с родственниками из России навсегда. Генерал прошел нелегкий путь от полного неприятия к пониманию. Любовь победила принципы, карьеру, обиды.

 

Помимо ностальгии к обаятельным героям 70-х с их искренним желанием и умением дружить и любить, помимо иронического взгляда на забавные (с сегодняшней точки зрения) неуставные отношения, крепнет чувство глубокого разочарования в советском честном прошлом. Уж сколько десятков лет его организованно лакируют и перекрашивают, подавая в качестве идеала. «Когда и почему стало так хреново жить молодым и веселым друзьям, простившимся с весельем и молодостью?», – спрашивает Тимур Кибиров своих читателей, а театр – своих зрителей.

Пока мы честно не взглянем на свое прошлое, не разберемся в настоящем и не поймем будущее. Спасибо всем причастным к мыслетворчеству - писателю, режиссеру, артистам, художникам. Спасибо Театру Вахтангова за большую серьезную литературу, за юмор и искренность, за объективность и доброту.

 

 фото от пресс-службы театра