Театр-Студия Олега Табакова относится к тем немногим театрам, в которые можно смело отправляться на любой спектакль (ну, почти), не опасаясь встречи с пошлостью или бездарностью, что, практически, одно и то же. «Школа жен» Мольера, премьера сезона 2013-2014, - спектакль традиционно для «Табакерки» доброкачественный, достойный внимания не только утонченных театральных эстетов, но и самого широкого круга театралов.
Комедии великого драматурга, будучи классическими комедиями положений, всегда при этом имеют глубокий смысл и мораль (пусть слегка навязчивую и наивную), вечную с точки зрения общечеловеческих ценностей. В пьесах Мольера – зло обычно наказывается (что приятно), а добродетель торжествует (что удивительно), хоть по воле драматурга и вынуждена изрядно помучиться до финала. Благодаря писателю Дмитрию Быкову, придавшему переводу Василия Гиппиуса современное звучание, пьеса стала забавней и ближе сегодняшнему зрителю, судя по реакции зала (особенно мужчин).
Рогоносцы – излюбленная народная тема времен Мольера, вот и господин Арнольф (Александр Семчев) в «Школе жен» попал в пикантную историю, хотя до рогов в ней дело не дошло. Хитроумный господин решил вырастить и воспитать свою будущую жену в изоляции в строгих правилах, а заодно посмеяться над друзьями, которые женятся на «темных лошадках», оказываясь впоследствии обманутыми мужьями.
Режиссер спектакля Александр Хухлин прекрасно «дирижирует» актерским ансамблем, в котором каждый исполняет свою партию точно и без фальши.
Абсолютно точное попадание в образ случилось у актера Александра Семчева. Его герой,именующий себя красивым именем «де Ла Суш», что в переводе с французского означает просто «пень», - смешон и жалок. А то, что сам актер с трудом двигается, громко дышит и ежеминутно протирает лоб платком, обращая лицо к суфлеру (молодой девушке, сидящей сбоку с пюпитром), только на пользу спектаклю, поскольку придает реальность литературному персонажу. То, как Семчев подхватывает слова суфлера и произносит слету огромный монолог, и слова будто рождаются в тот самый момент, вызывает особое восхищение.
Виталий Егоров в роли Кризальда, друга Арнольфа, иронично обращается к приятелю с поучительными сентенциями, заговорщически подмигивая залу. Он наставляет, и учительские его нотки здесь как нельзя более уместны: с ним рядом на сцене - ученики, студенты театральной школы Олега Табакова. Они здесь – слуги просцениума, и их появление всегда обосновано и мастерски поставлено. Мальчишки заряжают действие своим «щенячьим» восторгом и молодой энергией, они – необыкновенно выразительно двигаются (педагог по пластике - Рушан Иксанов) и от их ловких трюков глаз не оторвать.
В роли Агнесы, юной воспитанницы Арнольфа, Надежда Жарычева. Ее несовременное лицо напомнило юную Инну Чурикову в роли Жанны Д' Арк, оно также естественно и открыто. Чистая и наивная девушка простодушно отвечает на вспыхнувшее чувство Ораса (Павел Шевандо) и бесстрашно бросается навстречу своей любви. Павел Шевандо – также студент школы Олега Павловича, и только удивляешься его лихости и неведомо откуда-то взявшейся опытности.
Стоит упомянуть ловкую пару слуг (Наталья Качалова и Ярослав Маланин), без которых у Мольера не случается ни одна интрига. Они – забавны, любвеобильны, и расположены не только друг к другу, но и к «золотому тельцу». Их костюмы, также как и остальные наряды персонажей, радуют глаз (художник Евгения Панфилова).
Крошечное пространство просцениума (при полном отсутствии сцены в «Табакерке») – остроумно решено художником Николаем Симоновым, вместившем в него и решетку цветущего сада, и ворота дома, и уходящую на второй этаж лестницу, и светелку Агнесы с множеством пошитых ею сорочек…
В общем, спектакль оставляет тонкое послевкусие, как хорошее вино, и хочется надеяться, что время пойдет ему только на пользу.