Породистый «ревизор»

«Ревизор» - легендарная комедия Табакерки, которую театр вновь дарит зрителям самых разных поколений. И снова Городничий бросает всем в лицо: «Над кем смеетесь?», - и снова невозможно не смеяться над гоголевскими персонажами в исполнении блистательных артистов Табакова. Свежая постановка Сергея Газарова – феерическое, услаждающее зрительный нерв, будоражащее ассоциациями ум увлекательное действо. Помимо колоритных, лихо придуманных и точно разобранных режиссерских мизансцен и отпущенной на волю (к всеобщей радости) актерской фантазии, хочется отметить  замечательную сценографию Александра Боровского.

На сцене возвышается солидный губернаторский дом с огромными окнами, где строго по ранжиру и бестолковыми толпами суетятся герои пьесы, а в дальнем углу - убогая каморка под лестницей, завешанной выстиранным бельем, откуда не в меру гостеприимный градоначальник вытаскивает  приободренного Хлестакова.

И безусловное украшение постановки - роскошные костюмы Марии Скурихиной, в которых, вероятно, удобно двигаться, совершать любые трюки, вплоть до цирковых.  Например, Яна Сексте в роли Анны Андреевны поразительно бесстрашно скатывается со второго этажа прямо в объятия молодого повесы, а юный Хлестаков (Владислав Миллер) взлетает от избытка чувств на стену, цепляясь за невидимые крюки.  А какой  невероятно смешной грим и прически, преображающие артистов до неузнаваемости! Как же хороши Виталий Егоров (Гибнер)

и Александр Фесенко (Земляника), до чего же колоритны Сергей Угрюмов (Ляпкин-Тяпкин) и Александр Марин (Бобчинский-Добчинский)!

Бессмертный гоголевский текст всегда находит отклик у публики. Москвичи всех поколений неизменно покатываются на фразе тертого Сквозник-Дмухановского (Владимир Машков): «Чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя…». Зрители с девятнадцатого по двадцать первый век с удовольствием смеются над «мошенниками из мошенников», которые в России не переводятся. Действительно смешно, как  чиновничья верхушка провинциального городка подобострастно ублажает  легкомысленного пустобреха, а сам Хлестаков блаженно и счастливо дурит.

Городничий Владимира Машкова – матерый зверь, которого так просто не возьмешь, но вот эффект неожиданного ожидания вдруг сработал как карточный домик или домино, и все сдулось, сложилось в момент.

В роли Хлестакова – выпускник Школы Олега Табакова Владислав Миллер, уже сыгравший вместе с художественным руководителем в знаковом спектакле «Матросская тишина». Ничего не боится этот молодой артист и никого из своих предшественников - ревизоров не копирует. Его Хлестаков похож на игручего щенка, каких в виде взятки берет Ляпкин-Тяпкин. Он глуповат, но породист.

Он заигрывается, увлекаясь сразу и женой, и дочкой Городничего, но успевает выскочить сухим из воды. Сквозник-Дмухановский (Владимир Машков) крайне возмущен поведением своих женщин. Спортивная Анна Андреевна (Яна Сексте) и пышная в кружевах Марья Антоновна (Наталия Качалова)

лезут в окна, как кошки, и простираются на перилах балкона, шурша дорогущими нарядами (не зря восточные купцы плачут и жалуются заезжему начальнику на Городничего, уволакивающего ткани рулонами), пытаясь обольстить столичную штучку.

Чиновники всем скопом – и каждый сам по себе норовит подмазать больше другого или заложить остальных миляге ревизору, как торопится, например, смотритель богоугодных заведений (Александр Фисенко): «Я должен это сделать ради Отечества…».

Финальная сцена ужасающе торжественна: царственный выход семьи Городничего, уже узревших где-то там, поверх голов захватывающие дух перспективы. На фоне их ликования и презрения к челяди особенно страшно наблюдать за связанными веревкой избитыми до крови жалобщиками – купцами. И понятно, что этот, упивающийся властью, восседающий на медвежьей шкуре начальник, никого не помилует и никогда не поймет, что судьба – бумеранг. А вот уже и над ним хохочет весь город, пока он скрежет от ярости зубами и мысленно  всех «этих щелкоперов, либералов проклятых» в порошок стирает.

 фото Ксении Бубенец

материал опубликован в журнале "Театральный мир" № 11 за 2019 год

https://www.facebook.com/media/set/?set=a.2606516902729163&type=3&__xts__%5B0%5D=68.ARAhLt6-IsunrNCSs5S6RmCi0ra-iYAN6LyHsjHGw19EEUQdNLiwNiIryvLMg_hd-5J2h1YELsu3NHv6QNtuQIfvpL9IXzEWzgCXRPOKwm--61hiuYekp4aVV44Oa06I2d4bUdW4_26epB2ZB2dLgCXMsgJIUgNirCRCbSQJqwimX02TjY3j63glfuZAF0_NqtS-r4f0FyX-lBDQsYsbup4J7-v514MPWMdBgjYjH1RtnQZIczd3s2eQ7nKjqJaZX_opRTXxIJXMy2Yn9PzMJZtOSt6gzkWYqfrrzmQgceK1Qot40nmkivaskmxVHSjzDLDUC7zl3f8&__tn__=-UCH-R

7 октября состоялась презентация совместного образовательного проекта «Атом воображения», в которой приняли участие  генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова и художественный руководитель Московского театра Олега Табакова Владимир Машков.

В течение учебного года в залах Третьяковской галереи будут проходить занятия со студентами Театральной школы Олега Табакова. Это - первый опыт работы Галереи с будущими актерами. Для Театра Олега Табакова чрезвычайно почетно сотрудничать с одной из лучших галерей мира, известной инновационным подходом к своей деятельности и серьезной просветительской работой. А Музею, по словам Зельфиры Трегуловой, представляется важным взаимодействовать с таким невероятно талантливым и ярким коллективом, как Театр Олега Табакова.

 Личный и профессиональный интерес руководителя театра Владимира Машкова к новым методам театрального образования через изучение шедевров русского искусства в Третьяковской галерее получили всестороннюю поддержку со стороны руководства музея и музейных педагогов.

Традиционно на протяжении многих десятилетий в Третьяковской галерее по понедельникам (в этот день музей закрыт для публики) в Лаврушинском переулке в залах постоянной экспозиции идут занятия копиистов-студентов художественных училищ и вузов, обретающих профессиональное мастерство, копируя шедевры русского искусства. Теперь здесь будут получать новые знания и учащиеся театральной школы.

Произведения изобразительного искусства в их самых интересных, ярких и мощных проявлениях — это особая концентрация человеческого опыта и опыта эстетического, художественного. Попытка поработать с этим материалом, разобраться в самой ситуации, происходящей на картине, рисунке, в скульптуре, понять, в чем суть того, что представлено на холсте или в другом материале, поможет оттачивать умение будущего актера работать над теми или иными решениями роли. Причем, если речь идет о классической живописи, то зритель получает и опыт погружения в историческую эпоху, которая далека, а социальный код эпохи потерян. Пытаясь восстановить, что было до изображаемого на полотне события и что будет после, например, в картине Павла Федотова «Сватовство майора» или Ильи Репина «Не ждали», зритель глубоко погружается в саму работу, в эпоху, когда она была написана, и ту, которую она изображает. И эти усилия внимательного исследования помогут будущему актеру потом, когда он будет играть, например, в пьесах Островского. Этот опыт понимания ситуации, ее развития будущему актеру крайне полезен.

Программа рассчитана на год. Она объединяет три направления:

- «Введение в русское искусство». Знакомство с историей, стилями, самыми значительными мастерами.

- «…В жизни и в искусстве». Темы занятий связаны с мировоззренческими понятиями, без осознания которых невозможно обойтись ни в жизни, ни в творчестве. «Дружба», «любовь», «мужество», «красота» и т.д.- эти понятия соединяют прошлое и настоящее, но в разные времена их воспринимали по-разному, и это представление отражено в произведениях изобразительного искусства, литературы, музыки.

- «Формула вдохновения»: посещение монографических выставок.

Знакомство с выразительными средствами изобразительного искусства является этапом работы над развитием зрительного внимания, но сверхзадача состоит в том, чтобы будущие актеры полюбили изобразительное искусство, близко соприкасающееся с выбранной ими профессией. История искусства будет изучаться не только ради знаний, но станет частью освоения профессионального мастерства. Искусство мизансцены, атмосферы, роль композиции — все это откроется в образцах великих живописцев.

- Мы очень рады тому, что можем попробовать совсем новый для нас формат общения и серьезно готовимся к предстоящим занятиям, - сказала Зельфира Трегулова, передаваяслово Владимиру Машкову.

- Спасибо Третьяковской Галерее, которая предоставила нам возможность провести эксперимент и готова непосредственно принимать в нем участие. Вот здесь у нас - ребята первого курса Школы Олега Павловича Табакова, которые приехали со всех уголков нашей большой и прекрасной страны. Вся творческая жизнь актера будет начинаться и проходить в воображении...

По словам Владимира Машкова, именно воображение - один из главных элементов в работе артиста, залог его успешного существования в профессии, в жизни, ключ к познанию собственной индивидуальности. Обращаясь к студентам, пришедшим на первое занятие, Владимир Машков сказал: "Наш эксперимент, который называется "Атом воображения" будет направлен на то, чтобы вы, ребята, смогли максимально подключить свое воображение к тем уникальным картинам, уникальным событиям, происходящим на этих картинах, к мастерам, к их жизням, которые они вложили в каждое движение кисти, и дальше становились образованными, внимательными, чувствующими артистами.

Мы будем изучать дружбу и одиночество в картинах и попытаемся восстановить то, что было на картинах, в реальном времени. Вы сами найдете себе любимые картины, любимую ситуацию, попробуете проникнуть в замысел автора, в эпоху и сделать некий этюд…".

Поблагодарив всех, кто принимал участие в разработке учебной программы, Владимир Машков добавил: «Наш великий Учитель Олег Павлович Табаков был очень образованным человеком. Артист просто обязан быть широко образован, потому что это поможет ему состояться в нашей полной неожиданностей профессии, в которой нет никаких гарантий…».

Владимир Машков рассказал студентам о дружбе Павла Михайловича Третьякова и Константина Сергеевича Станиславского, заметив: "Мы не претендуем на открытие, а просто возвращаемся к истокам, к первоначальному замыслу. Как говорил Станиславский - "Театр - это искусство великих идей, великих чувств". Ставить себе нужно только большие задачи, тогда что-то малое может произойти... Для того, чтобы стать успешной творческой личностью, нужны три вещи: осознанность, ответственность и честность. Вот, когда вы это усвоите, сможете продолжить дело великих актеров!".

P.S. В рамках нового сотрудничества,  артисты Московского Театра Олега Табакова Дарья Безсонова и Максим Сачков примут участие в записи бесплатного аудиогида по Третьяковской галерее для компании izi.TRAVEL. Совсем юные артисты, дети, уже принимающие участие в спектаклях Театра Олега Табакова, - Ростислав Бакланов, Алина Петрова и Маша Шумилова - запишут аудиогид для детей, посвященный выставке Василия Поленова. 

фотографии Ларисы Каневской

В спектакле «Русская война Пекторалиса» Сергея Пускепалиса на новой сцене Театра Олега Табакова зрителей ждет много неожиданного. Например, те, кто идут на «Железную волю» Лескова, будут сильно удивлены. Театральное священнодействие начинается с двух юных девушек, украшенных белыми светящимися гирляндами (то ли - Снегурочки, то ли Русалочки), обходящих зрительный зал, распевно ведающих нечто невразумительно былинное, доходящее не до каждого зрителя. Драматург Олег Грисевич креативно воспользовался литературным наследием Николая Лескова, населив свою пьесу не всегда узнаваемыми персонажами, частушками и лубочными стихами, например: «Кто эта девушка, кто эта рыбка, талия, ножка, улыбка…», а режиссер по пластике украсил вокальные номера («По чарке» и пр.) такими танцами, хоть сейчас вставляй эти номера в концертную программу любого сельского Дома Культуры.

Первая же картина обескураживает: занавес открывается, и почтенная  публика лицезреет молчаливую компанию пестрых персонажей, рассевшихся по краю авансцены. Поскольку «снегурочки» заливисто смеются,  перекидываясь искрящимися снежками, кажется, вот-вот начнется сказка «Двенадцать месяцев», но режиссер с драматургом попросту так начинают действо - с заоблачного Рая, где в финале оказываются все русские герои истории, обитатели фабричной колонии, выстроенной иностранными предпринимателями для рабочих и их семей.

Хорошо, что среди них присутствует рассказчик – старик Федор Афанасьевич Вочнев (Виталий Егоров), без него – ни слушателю, ни зрителю, ни читателю никак не разобраться.