Сильнее нелюбви

В Табакерке замахнулись на святое – поставили спектакль по сценарию легендарного фильма режиссера Федерико Феллини «Ночи Кабирии». Киноманы вздрогнули…

Актрисы Янина Колесниченко и Алена Лаптева, в свое время окончившие Школу-Студию МХАТ, помимо службы в театре, преподают в Колледже Табакова. Пару лет назад они сделали с учениками небольшой отрывок по сценарию «Ночи Кабирии». Их так увлекла работа с главной героиней (Наталья Попова), что они стали мечтать о полноценном спектакле. Наташу Попову по окончании колледжа взяли в стажерскую группу Театра под руководством Табакова, и с одобрения Олега Павловича и Александра Стульнева (директор театра), Алена Лаптева и Янина Колесниченко приступили к репетициям.

Начинающие режиссеры сильно волновались, даже трепетали, но страстно верили, что все получится потому, что у них было целых две Джульетты Мазины – юная (Наталья Попова) и опытная (Евдокия Германова), которая согласилась участвовать в проекте вместе с молодыми актерами, отчего выиграли все.

Евдокия Германова:

- Это было предложение, которого ожидаешь, когда всю жизнь в тебе находят сходство с удивительной актрисой. И вот оно приходит, когда ты уже отчаялся ждать, и уже не можешь повторить то, что сделали Феллини с Мазиной, да и задачи такой не стояло. Новые «Ночи Кабирии» - совершенно сегодняшние энергия, страсти, цинизм и ранимость. То, что оба режиссера - актрисы нам помогало в работе над спектаклем: они могли подсказать ход изнутри роли. Рождение ролей сопряжено с подводными камнями, с нервной актерской системой, самолюбием, а режиссеры очень тонко вели. Самое прекрасное, что может быть – энергия молодых талантливых людей. У нас в процессе репетиций постоянно шел процесс взаимообмена, поиска. Молодые актеры – очень способное, результативное, выносливое поколение. У них сильно развит инстинкт здорового актерского выживания…

Наталья Попова:

- Конечно, это роль-мечта, главное, что с педагогами было так комфортно работать. У Федерико Феллини есть книжка, в которой он восемь лет подбирал образы, так вот, я могла бы быть мокрой кошкой, которая бродит сама по себе. Сама по себе, я - наивный, очень эмоциональный, может, немного истеричный человек. Было так страшно, когда я пришла работать в театр, но все оказалось чудесно. Мы каждым спектаклем пытаемся оправдывать доверие…

История наивной, влюбленной в жизнь романтичной девушки вот уже шестьдесят лет трогает сердца зрителей. Сегодня гораздо реже встречается подобная искренность, поэтому к ней хочется припасть как к живому источнику. Кабирия продолжает доверять людям, несмотря на тычки, насмешки, подлое предательство. Любовь в сердце Кабирии прорастает снова и снова, как зеленая трава сквозь асфальт - она сильнее нелюбви.

Наталья Попова так отчаянно бросается в бой за свою Кабирию, что очаровывает публику с первой сцены, когда «прохожие» вытаскивают ее, почти мертвую, из воды. Она, только что имевшая вид безвольной тряпичной куклы, вдруг оживает, яростно сопротивляясь спасительным процедурам. И не может поверить, что любимый ее чуть не убил из-за денег, которые она ему добровольно и с радостью давала.

В минуту отчаяния Кабирия встречает в заброшенном подвале старую знакомую - проститутку по кличке Бомба (Евдокия Германова). У Бомбы тоже когда-то было все: любовь и дом, и мужчины также обманывали ее, доведя до нищеты… возможно, и Кабирию ждет та же участь, но удивительно, что обе женщины продолжают верить людям и хранить свое человеческое достоинство. Пронзительно и тонко играют обе актрисы. Именно внутренний свет, которым переполнены сердца их героинь, оставляет после спектакля ощущение надежды и радости.

Оправившись, Кабирия влюбляется вновь, а судьба, насмехаясь, испытывает ее новым предательством. Ее возлюбленный Оскар (Василий Бриченко) так галантен, нежен и ласков, что, даже зная финал, хочется верить в добро. Но чуда не происходит. Кабирия продает дом, которым она так гордилась, и отдает все Оскару, а тот приходит в ярость при виде свадебного платья. Выразительный и щемящий момент, когда Кабирия в порыве отчаяния разбрасывает деньги – без любви ничего ей не надо.

В спектакле много и пронзительного, и смешного. Прекрасен эпизод выяснения отношений между певицей Джесси (Олеся Ленская) и знаменитым актером Альберто Лаццари (Никита Уфимцев), в котором самая комичная роль досталась, конечно, Кабирии. Ее «коллеги по работе», сутенер (Максим Сачков), проститутка Ванда (Анастасия Богатырева), иллюзионист (Максим Теняков), бандиты… все персонажи в спектакле - колоритные, яркие, запоминающиеся. Молодые артисты хорошо обучены и пластичны, многие играют на различных музыкальных инструментах и шикарно двигаются. Безупречна работа хореографа Николая Реутова – некоторые номера (например, танец с газетами) можно показывать в отдельном концертном исполнении.

Художнику-сценографу Ольге Рябушинской удалось разместить в крошечном подвале Табакерки целую итальянскую провинцию вместе с рекой, площадями и фонтанами, барами, двориками и подвалами. А как представить Италию без музыки? Музыкальное оформление Алексея Елкина придает всему действию соответствующее настроение.

Новоявленному режиссерскому дуэту Лаптевой-Колесниченко удалось не только перевести великий сценарий с условного кинематографического языка на еще более условный театральный, но и придумать свой собственный, очень внятный, вполне современный мир.

фотографии Михаила Гутермана

статья опубликована в журнале "Театральный мир" № 2 за 2018 год