Олег Табаков: «Если сами не сделаем, ничего не будет…»

27 марта в Международный день театра Олег Павлович Табаков вот уже девятнадцатый год подряд вручает свою собственную премию за достижения в области культуры. За эти годы этой личной премией были отмечены больше 150 человек, в числе которых замечательные деятели российской культуры: Людмила Улицкая и Виктор Астафьев, Людмила Петрушевская и Анатолий Смелянский, Алла Покровская и Минадугас Карбаускис, Олег Шейнцис и Александр Боровский, Ольга Яковлева, Сергей Юрский, Борис Плотников, Евгений Миронов, Сергей Безруков, Максим Суханов, Марина Зудина, Константин Хабенский и другие. Всякий раз Олег Павлович изобретает новые номинации. В этом году, к примеру, Табаков наградил Михаила Жванецкого, сформулировав премию так: «За мою любовь к твоему творчеству», а также присудил премию Римасу Туминасу «За возрождение живой жизни в театре им. Евг. Вахтангова».

Выйдя на сцену, Олег Та­ба­ков, хитро блес­нув очами, спро­сил у со­брав­ших­ся: «Какой се­год­ня день?». «День Те­ат­ра», - от­ве­ти­ли ему, - «Нет, се­год­ня – День Внут­рен­них войск МВД, это надо пе­ре­жить и по­нять. Ас­сиг­но­ва­ния на нужды куль­ту­ры стран­ным об­ра­зом ис­че­за­ют. На­деж­ды, что кто-то при­дет и что-то даст, давно нет. Если сами не сде­ла­ем, ни­че­го не будет. И за­пом­ни­те: очень важно, от­ку­да мы родом. Очень важно, что мой учи­тель Ва­си­лий То­пор­ков – был уче­ни­ком Да­вы­до­ва, а Да­вы­дов учил­ся у Щеп­ки­на, а Вовка Маш­ков и дру­гие учи­лись у нас с Ми­ха­и­лом Ан­дре­еви­чем, так что они - на­след­ни­ки по пря­мой, и это - во­об­ще самое важ­ное. Скла­ды­ва­ет­ся жизнь из про­за­ич­ных вещей. У нас с вами есть как ми­ни­мум год на раз­мыш­ле­ние. Мы имеем счаст­ли­вую воз­мож­ность – за­ни­мать­ся этим лю­би­мым делом: вы­хо­дить на сцену и крив­лять­ся. Еще раз по­вто­рю, что очень важно не за­бы­вать, от­ку­да мы родом. Я неча­сто бываю на мо­ги­ле своей ма­те­ри, но когда при­хо­жу да по­стою там, у меня два дня дела идут хо­ро­шо. По­это­му се­год­ня мы по­ста­вим ка­мень, на месте ко­то­ро­го будет от­крыт па­мят­ник двум нашим кор­миль­цам Кон­стан­ти­ну Сер­ге­е­ви­чу Ста­ни­слав­ско­му и Вла­ди­ми­ру Ива­но­ви­чу Неми­ро­ви­чу-Дан­чен­ко. Я чув­ствую себя счаст­ли­вым че­ло­ве­ком, когда про­хо­жу мимо па­мят­ни­ка на­ше­му ге­ни­аль­но­му эфи­о­пу, и возле него все­гда стоят несколь­ко че­ло­век и гля­дят на него удив­лен­ны­ми гла­за­ми. Так и мы с вами, про­хо­дя по Ка­мер­гер­ско­му пе­ре­ул­ку, смо­жем ска­зать лиш­ний раз «спа­си­бо». Ни Дмит­рий Ана­то­лье­вич, ни Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич не сделают того, чего сде­ла­е­те вы сами. Мне уже семь­де­сят де­вять будет в этом году, сколь­ко от­пу­ще­но, не знаю, но сде­лаю все, что смогу. Итак, пре­мия Та­ба­ко­ва – 2014!».

Пре­мию «За воз­вра­ще­ние в ре­пер­ту­ар те­ат­ра ле­ген­дар­но­го спек­так­ля «Би­лок­си-блюз» вме­сте с ре­жис­се­ром Алек­сан­дром Ма­ри­ным и ху­дож­ни­ком Алек­сан­дром Бо­ров­ским по­лу­чи­ли уча­щи­е­ся 2, 3 и 4-го курса Мос­ков­ской те­ат­раль­ной школы Олега Та­ба­ко­ва. Вос­пи­тан­ни­кам Школы Та­ба­ко­ва по­вез­ло уже тогда, когда их при­ня­ли в это ве­ли­ко­леп­ное учеб­ное учре­жде­ние, чтобы вы­рас­тить из них не толь­ко пре­крас­ных ак­те­ров, но и хо­ро­ших людей. И вот - успеш­ное на­ча­ло ак­тер­ской ка­рье­ры: по­чет­ная на­гра­да из рук ху­до­же­ствен­но­го ру­ко­во­ди­те­ля те­ат­ра МХТ им. Че­хо­ва.

Уча­щи­е­ся 4-го курса еще раз были вы­зва­ны на сцену вме­сте с боль­шим кол­лек­ти­вом ак­те­ров во главе с Вла­ди­ми­ром Маш­ко­вым, по­ста­вив­шим в 2001-м году бле­стя­щую ко­ме­дию по­ло­же­ний «№ 13» и воз­ро­див­шим спек­такль в новом фор­ма­те «№ 13 D». «За се­рьез­ный ху­до­же­ствен­ный ре­зуль­тат, до­стиг­ну­тый в ра­бо­те над ко­ме­ди­ей и воз­вра­ще­ние на сцену МХТ те­ат­раль­но­го бест­сел­ле­ра XXI века» были на­граж­де­ны Игорь Вер­ник, Кри­сти­на Ба­буш­ки­на, Сер­гей Угрю­мов, Ста­ни­слав Дуж­ни­ков и мно­гие дру­гие.

В ответ на по­здрав­ле­ние сво­е­го учи­те­ля вы­сту­пил Вла­ди­мир Маш­ков: «Олег Пав­ло­вич ска­зал, на­вер­ное, к этому дню самую глав­ную для меня вещь: “Я се­год­ня счаст­лив”. Счаст­лив Учи­тель - счаст­ли­вы уче­ни­ки, что может быть лучше?».

«За мно­го­лет­нюю и успеш­ную ра­бо­ту по под­го­тов­ке ак­те­ров нашей школы» Олег Пав­ло­вич вру­чил пре­мию Ми­ха­и­лу Ан­дре­еви­чу Ло­ба­но­ву, пе­да­го­гу Шко­лы-Сту­дии МХАТ с 1980-го года.

Кор­ре­спон­ден­ту пор­та­ла «Весь театр» уда­лось по­бе­се­до­вать с Ми­ха­и­лом Ло­ба­но­вым перед вру­че­ни­ем:

- Мне ра­дост­но, что все при­сут­ству­ю­щие здесь ак­те­ры – «мои дети», как мы их на­зы­ва­ем с Оле­гом Пав­ло­ви­чем. Я ис­пы­ты­ваю огром­ную ра­дость, по­то­му что наши «дети» ста­но­вят­ся не толь­ко за­ме­ча­тель­ны­ми ар­ти­ста­ми, но и до­стой­ны­ми, се­рьез­ны­ми, гра­мот­ны­ми, куль­тур­ны­ми, в общем, хо­ро­ши­ми лю­дь­ми. Все, окон­чив­шие нашу школу - все они лю­би­мы. Даже те, кто не по­лу­чил при­зна­ния, глав­ных ролей, или вовсе не стал ар­ти­стом. Они все равно – на­сто­я­щие люди, серд­цем при­рос­шие к те­ат­ру. Слож­ней всего – найти клю­чик к каж­до­му, если он, на­ко­нец, на­хо­дит­ся, это – сча­стье. По­мочь найти себя в про­фес­сии – самое труд­ное и самое пре­крас­ное. Актер не может со­сто­ять­ся без та­лан­та, дара, оба­я­ния и без неко­е­го ду­шев­но­го про­стран­ства, внут­рен­не­го бес­по­кой­ства, а также без хо­ро­ше­го учи­те­ля, та­ко­го как Олег Пав­ло­вич. Он – не толь­ко бли­ста­тель­ный ар­тист, но и че­ло­век, ко­то­рый во­круг себя со­брал и вы­учил сотни хо­ро­ших ак­те­ров не толь­ко в Рос­сии, но и в Аме­ри­ке…».

Вру­чая пре­мию Ми­ха­и­лу Жва­нец­ко­му, Олег Пав­ло­вич ска­зал: «Миша – из того немно­го­го, что оста­нет­ся, и мне ра­дост­но, что мы это по­ни­ма­ем…». Михал Ми­хай­ло­вич по­бла­го­да­рил: «Впер­вые я такое лич­ное читаю о себе: «Мне нра­вит­ся твое твор­че­ство». Это как лич­ное пись­мо. Ре­бя­та, а мы с вами все, как цир­ко­вые по­пу­гаи, сидим, на­кры­тые по­кры­ва­лом в клет­ке, ти­ши­на, ни­ко­го нет, потом вдруг свет, и ты го­во­ришь, го­во­ришь, а потом опять на­кры­ва­ют…».


После окон­ча­ния це­ре­мо­нии вру­че­ния мы за­да­ли во­прос неко­то­рым счаст­ли­вым об­ла­да­те­лям пре­мии: «Что зна­чит для вас эта пре­мия?»

Алек­сандр Сем­чев:

- На­вер­ное, пре­жде всего, это при­зна­тель­ность Олега Пав­ло­ви­ча, и немно­го-нема­ло – его лю­бовь. Это моя – тре­тья пре­мия в жизни и вто­рая от Олега Пав­ло­ви­ча Та­ба­ко­ва. Он – един­ствен­ный че­ло­век, ко­то­рый оце­нил меня в этой жизни, и гро­мад­ное ему за это спа­си­бо! Любое по­ощ­ре­ние из его рук, из его уст мне при­ят­но.


Павел Та­ба­ков:

- Это - самая выс­шая по­хва­ла отца, ко­то­рая толь­ко может быть, по­то­му что он очень строг и силь­но кри­ти­ку­ет всех, а меня – осо­бен­но, по­сколь­ку он хочет, чтобы я со­вер­шен­ство­вал­ся, так что это – одоб­ре­ние свер­ху. Я очень ува­жаю и ценю сво­е­го отца, он мне бес­ко­неч­но дорог.

Игорь Вер­ник:

Пре­мия для меня много зна­чит. Та­ба­ков до такой сте­пе­ни че­стен в своем при­я­тии или в своем непри­я­тии, ему не нужно лу­ка­вить, он имеет право опре­де­лять, что ему нра­вит­ся, и в этом смыс­ле он яв­ля­ет­ся ме­ри­лом вкуса и опре­де­ля­ю­щей фи­гу­рой. Тех, кого он вы­де­ля­ет в тех или иных об­ла­стях, ко­неч­но, не слу­чай­ные люди, по­это­му у меня се­год­ня боль­шой празд­ник, свя­зан­ный не толь­ко с днем те­ат­ра, но и с тем, что Олег Пав­ло­вич Та­ба­ков так от­ме­тил мою ра­бо­ту.


Кри­сти­на Ба­буш­ки­на:

- Мне по­вез­ло, что я была сту­дент­кой Олега Пав­ло­ви­ча Та­ба­ко­ва и Ми­ха­и­ла Ан­дре­еви­ча Ло­ба­но­ва. Вот ра­бо­та­ешь в те­ат­ре пят­на­дцать лет и, вы­хо­дя на сцену, по­ни­ма­ешь, что, если в зале при­сут­ству­ет Олег Пав­ло­вич (а он все­гда при­сут­ству­ет на сдаче спек­так­ля), ты все равно - снова сту­дент. От этого ни­ку­да не деть­ся, даже если де­сять лет иг­ра­ешь спек­такль, а в зале вдруг по­яв­ля­ет­ся Олег Пав­ло­вич, ты – слов­но опять сда­ешь эк­за­мен на ма­стер­ство. По­это­му, когда Ма­стер вру­ча­ет тебе пре­мию – это наи­выс­шая по­хва­ла.

Ки­рилл Крок, ди­рек­тор те­ат­ра им. Ев­ге­ния Вах­тан­го­ва, по­лу­чив­ший пре­мию за Ри­ма­са Ту­ми­на­са, уехав­ше­го на га­стро­ли, от­ме­тил:

- Очень при­ят­но, что Олег Пав­ло­вич на­гра­дил на­ше­го ху­до­же­ствен­но­го ру­ко­во­ди­те­ля, несмот­ря на то, что глав­ный кон­ку­рент МХТ – это, без­услов­но,Театр Вах­тан­го­ва. Этот жест Олега Пав­ло­ви­ча Та­ба­ко­ва – до­стой­ный и бла­го­род­ный.

Затем в Ка­мер­гер­ском пе­ре­ул­ке был за­ло­жен па­мят­ник Кон­стан­ти­ну Ста­ни­слав­ско­му и Вла­ди­ми­ру Неми­ро­ви­чу-Дан­чен­ко.Ру­ко­во­ди­тель Де­пар­та­мен­та куль­ту­ры Моск­вы Сер­гей Кап­ков ска­зал: «В этот день мы фик­си­ру­ем этим кам­нем, что бук­валь­но в этом году здесь по­явит­ся па­мят­ник людям, ко­то­рые со­зда­ли ле­ген­ду рус­ско­го ре­пер­ту­ар­но­го те­ат­ра».

Олег Та­ба­ков под­черк­нул, что со­зда­ние этого па­мят­ни­ка важно для него не мень­ше, чем от­кры­тие те­ат­раль­ной школы че­ты­ре года назад. Он давно меч­тал, чтобы про­хо­жие в Ка­мер­гер­ском пе­ре­ул­ке, оста­нав­ли­ва­ясь возле фигур двух ве­ли­ких те­ат­раль­ных де­я­те­лей и, хотя бы мыс­лен­но, бла­го­да­ри­ли их…

В це­ре­мо­нии также при­ня­ли уча­стие пре­зи­дент Шко­лы-сту­дии МХАТ Ана­то­лий Сме­лян­ский, рек­тор Шко­лы-сту­дии Игорь Зо­ло­то­виц­кий, пред­се­да­тель ко­мис­сии Мос­ков­ской го­род­ской Думы по куль­ту­ре и мас­со­вым ком­му­ни­ка­ци­ям Ев­ге­ний Ге­ра­си­мов и ак­три­са Ирина Ми­рош­ни­чен­ко.