http://www.sovremennik.ru/upload/medialibrary/41e/41e1578e672d9e4d8d247c6c60b88b3d.jpg

Театр Современник


1. спектакль Не покидай свою планету https://www.mnenieguru.ru/index.php/spektakli/30-teatr-sovremennik/193-spektakl-ne-pokidaj-svoyu-planetu-teatr-sovremennik
2. спектакль Враги. История любви https://www.mnenieguru.ru/index.php/spektakli/30-teatr-sovremennik/258-vragi-istoriya-lyubvi-teatr-sovremennik
3. спектакль Потанцуем https://www.mnenieguru.ru/index.php/spektakli/30-teatr-sovremennik/212-spektakl-potantsuem-v-teatre-sovremennik
4. интервью с Галиной Волчек https://www.mnenieguru.ru/index.php/intervyu/10-galina-volchek-legendarnyj-khudruk-sovremennika-o-zhizni-o-vremeni-i-o-sebe
5. интервью с Николаем Колядой https://www.mnenieguru.ru/index.php/intervyu/287-rezhisser-dramaturg-nikolaj-kolyada
6. интервью с Гариком Сукачевым https://www.mnenieguru.ru/index.php/intervyu/24-muzykant-i-rezhisser-garik-sukachev

7. спектакль Амстердам https://www.mnenieguru.ru/index.php/spektakli/30-teatr-sovremennik/148-spektakl-amsterdam-teatr-sovremennik

8. спектакль "Свадьба" https://www.mnenieguru.ru/index.php/spektakli/30-teatr-sovremennik/39-spektakl-svadba-teatr-sovremennik

9. спектакль "Свидетельские показания" https://www.mnenieguru.ru/index.php/spektakli/30-teatr-sovremennik/626-spektakl-svidetelskie-pokazaniya-teatr-sovremennik

10. спектакль "Соловьев и Ларионов" https://www.mnenieguru.ru/index.php/spektakli/30-teatr-sovremennik/638-spektakl-solovev-i-larionov-teatr-sovremennik

Большой исторический роман Евгения Водолазкина «Соловьев и Ларионов» инсценировал и поставил в Театре «Современник» режиссер Айдар Заббаров, тяготеющий не к драме, а к серьезной прозе. Не так давно молодой режиссер  дал сценическую жизнь  повести Льва Толстого «Казаки» (в репертуаре Театра Ленсовета идет спектакль Заббарова «Беглец»), а сегодня в его творческом портфеле – целый роман.

В ироническом сложно переплетенном тексте Водолазкина театральному зрителю, не читавшему романа, разобраться будет непросто. Кто, например, все эти люди, крикливо пересчитывающие  сваленные на «землю» военные шинели, с которых начинается спектакль - зрителю неясно, а читателю-театралу довольно странно слышать из уст крестьянского сына Жлобы, случайно оказавшегося в Гражданскую войну руководителем Крымской кампании, высокую литературную речь. 

Краткую историю Крыма с философскими умозаключениями  пролетарский генерал Жлоба (Семен Шомин) довольно бойко докладывает «товарищам ялтинцам», завершая просьбой к военным музыкантам: «Сыграйте нам что-нибудь чувственное…».

Роман Водолазкина написан хорошим слогом, но по форме представляет собой авторское повествование, что существенно осложняет сценический перевод в прямую речь разнохарактерных персонажей, и лишь хорошая актерская работа с этим как-то справляется.

 С несостоявшегося расстрела  генерала Ларионова (Максим Разуваев) начинается спектакль, им же и завершается. События  20-х, 80-х и 90-х гг.  вслед за романом развиваются параллельно и довольно сумбурно.  Кинематографу с этим справиться было бы куда легче, но театральный режиссер не ищет легких путей, а продвинутые зрители «Современника» обладают достаточным воображением, чтобы дорисовать полную картину. Им в помощь художники Булат Ибрагимов (сценография и костюмы) и Евгений Виноградов (свет) представляют мир, разделенный движущейся стеклянной стеной из полупрозрачных кубиков.

Тут и маленький железнодорожный полустанок и сельская библиотека времен 80-х, и мрачный обледеневший Перекопский перешеек времен Гражданской войны, и  черноморское побережье постсоветского Крыма с мирными волнами прибоя…

Главный герой спектакля - Соловьев (Шамиль Хаматов) свой первый научный труд посвящает исследованию биографии белогвардейского офицера - генерала Ларионова, чудом выжившего в Гражданскую войну,  уцелевшего в период репрессий и умершего в преклонном возрасте  в эпоху застоя. Чем больше молодой историк вглядывается в чужое прошлое, тем больше понимает: «Что бы человек не изучал, он изучает самого себя». Это - цитата из романа Евгения Водолазкина, которая становится завершающей точкой в финале спектакля.

Биография Соловьева тесно переплетается с генеральской, но выясняется это, как в хорошем детективе, только в конце. На крошечном полустанке  «715 километр» в поселке из шести домов проходит детство и отрочество Соловьева и его подруги Лизы (Татьяна Лялина).

                          

Смерть матери, платоническая любовь к библиотекарше (Ульяна Лаптева), руководящей его чтением,  физическая влюбленность в Лизу – все это в спектакле переслаивается сценами взятия Крыма красными («Да здравствует советская власть в Крыму!»),  самоотверженностью белого генерала Ларионова (Максим Разуваев) и его готовностью  погибнуть за поруганное Отечество.

                     

Более всего трогает забота Ларионова о своих подчиненных. Когда измученные солдаты, коченея от холода, равнодушно перестают шевелиться, он бьет их и велит прыгать через костры. Настоящий отец-командир, он все еще пытается сохранить им жизнь, поэтому приказывает взять из театра костюмы, чтобы на время превратиться в парикмахеров, грузчиков, музыкантов…

Опытные театралы оценят героические попытки режиссера показать взятие Перекопа, многократные переходы власти от красных к белым и наоборот, но все же лучшие сцены в спектакле – мирные. Хорошо узнаваем советский  Крым 90-х гг. - «Санта-Барбара», «Modern Talking» и Алан Чумак на экране старенького телевизора,  дикие курортники и сотрудники ялтинского музея. Запомнилась прекрасная работа актрисы Ульяны Лаптевой в роли чиновницы ялтинского отдела культуры («Вас много, а я – одна…»).  

Исторических подробностей много, за фабулой следить интересно, и полагаю, что многие после спектакля захотят прочитать роман, что еще раз подтверждает слова  Николая Васильевича Гоголя: «Театр – великая школа, глубоко его назначение: он целой толпе, целой тысяче народа за одним разом читает живой и полезный урок…».

фотографии с официального сайта театра

спектакль "Соловьев и Ларионов", театр "Современник", автор Евгений Водолазкин, режиссер Айдар Заббаров, артисты Максим Разуваев, Семен Шомин, Шамиль Хаматов, Ульяна Лаптева, Татьяна Лялина, рецензия, отзыв на спектакль

Как хорошо, что в «Современнике» есть Другая сцена, где молодые режиссеры и артисты могут пробовать себя в разных жанрах и ипостасях. Так, студент ГИТИСа Андрей Маник (Мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова) заинтересовал своей режиссерской экспликацией руководство театра, в результате чего, в репертуаре «Современника» появился новый спектакль.

Свежая  пьеса Дмитрия Данилова «Свидетельские показания» мгновенно обрела популярность, как и две его предыдущие пьесы – реальные, внятные, слегка абсурдные, остроумно цепляющие знакомыми до боли ситуациями, рассмотренными с неожиданного ракурса.  «Свидетельские показания» ушли «в народ», воплощаясь эскизами на театральных лабораториях, и театр  «Современник» оказался в первых рядах.

В пьесе Данилова невидимый следователь по уголовному делу собирает свидетельские показания. В наличии – труп молодого мужчины, выпавшего/выбросившегося/выкинутого (?) из окна, и полтора десятка его бывших знакомых, сообщающих некоторые сведения, противоречивые и не всегда внятные.  Показания, из которых следователю необходимо составить портрет погибшего незнакомца и прояснить картину происшествия, складываются в пеструю абстракцию, ничего не значащую для дела, но очень важную для души, которой следственные органы не занимаются.

Слова свидетелей выражают не отношение к ушедшему в неизвестность их знакомцу, приятелю, работнику, любовнику, сослуживцу и пр., а собственное «Я», которое для каждого из них (нас) важней всего остального.

Дмитрий Данилов сделал настоящий подарок режиссерам, отпустив свою пьесу на волю их фантазии. У драматурга нет описания героев, только указание пола допрашиваемых: ОН и ОНА, поэтому в разных постановках можно увидеть произвольное количество артистов, исполняющих роли свидетелей. В одном эскизе я наблюдала пару актеров, забавно и молниеносно преображающихся в разных персонажей с помощью изменения некоторых деталей грима и одежды, едва успевая  изменить голос и характер. В другом эскизе – на каждого свидетеля было по актеру, и режиссеру можно было сильно не париться, однако, эскиз вышел скучным и поверхностным.

Андрей Маник в своем спектакле задействовал восемь молодых актеров, придумав  каждому яркие типажи и узнаваемые детали. Дмитрий Смолев, Полина Пахомова, Дарья Белоусова, Марина Лебедева, Полина Рашкина, Илья Лыков, Николай Клямчук – появляются с разных сторон (сценография и костюмы Евгении Ржезниковой), в том числе, с балконов. Смешно, трепетно, мрачно, саркастично, волнующе, удивленно, раздраженно, гневно, печально –  целое море реакций людей, только что узнавших о смерти хорошо / малознакомого человека. О своих личных переживаниях, недовольствах, обидах, печалях свидетели делились со следователем, ничего не проясняя в случившейся трагедии. Сосед ворчал, что из квартиры умершего раздавался не на тот «музон». Работодатель недоволен наличию дорогой машины у своего нанятого работника.  Бывшая возлюбленная разочарована, что не позвал обратно, «брат-литератор» обижен на то, что у погибшего человека  уже после одной книжкой - успех, а у него три, и никто его не знает. Отчим всегда знал, что этот парень плохо кончит…

Характеристики погибшего ни у кого не совпали. Для кого-то он был умным и талантливым, для кого-то - ничтожным, для одного – «нормальный пацан», для другого – задавака и сноб, для третьего – незаметный прихожанин, четвертым-пятым и вовсе нечего сказать.

То, что главный герой (Семен Шомин) в спектакле Андрея Маника, «вылетев» из окна, все действие лежит ничком на глазах у зрителей, и некоторые свидетели, как бы, видят его перед собой, добавляет действию легкой интриги. Вместе со следователем зрителям приходится ломать голову над тем, что произошло.

Финальный монолог героя все объясняет и обескураживает -  на самом деле, есть, над чем задуматься....

«Свидетельские показания» – прежде всего, о людях, об их отношениях между собой, о смысле жизни. Спектакль вышел коротким, увлекательным, можно сказать, захватывающим, благодаря хорошей режиссуре и интересным актерским работам.

 

спектакль "Свидетельские показания", Театр "Современник", режиссер Андрей Маник, отзыв, рецензия

Тема свадьбы довольно популярна в драматургии, особенно в комедийном жанре, ведь эта церемония до сих пор окружена архаичными условностями, которые провоцируют забавные ситуации. Для самих новобрачных свадьба – довольно тяжелый процесс, требующий выдержки и терпения, ведь каждый гость за свадебным столом может навязчиво лезть к ним с речами, тостами, советами.

Причудливое переплетение судеб новоявленных родственников и гостей, бытовые подробности вдохновляли и вдохновляют многих писателей и режиссеров, вот и молодой режиссер Егор Перегудов с артистами театра «Современник» решился на интересный эксперимент: свел воедино разные литературные произведения, описывающие свадьбу.