Сказка - быль, но в ней...

«Сказки Венского леса» - новый спектакль режиссера Никиты Кобелева в театре им. Маяковского вызвал довольно противоречивые чувства. Никита Кобелев хорошо известен удачными постановками и открытием новых текстов именно в этом театре. Артисты, выбранные на роли, уже не нуждаются в представлении. Очень хотелось увидеть на российской сцене пьесу знаменитого европейского драматурга Эдена фон Хорвата, эмигрировавшего из Австрии из-за фашистов, а в Париже трагически погибшего во время грозы. Но…

Слишком сильное ожидание всегда приносит разочарование, хотя публика в финале хлопала, кричала: «Браво!», у меня лично некий осадочек остался. Впрочем, каждая премьера – все равно коллективная победа людей, влюбленных в театр, и с ней можно и нужно поздравлять всех причастных. Критиковать, оно, понятно, всегда легче. Но мне просто хочется настроить будущих зрителей, любителей премьерных спектаклей, избавить их от лишних ожиданий: запаситесь терпением, и тогда поход в театр принесет вам истинное удовольствие.

Спектакль пока немножко сыроват, пьеса же (или перевод), наоборот, суховата... Не надо вмешиваться в хрупкий творческий процесс. Спектакль – живой организм, он еще будет расти и крепнуть. И в небольшой зал филиала театра им. Маяковского, как уже повелось, будет не попасть.

«Сказками Венского леса» иронично назвал драматург бытовые зарисовки. За три часа вы вполне насладитесь знаменитым вальсом Штрауса: со сцены он будет звучать в разной интерпретации, пока длится мелодрама чужой жизни. Мелодрама, по мнению Википедии: «жанр, в котором раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть, сопровождается трагическими сценами, в большинстве случаев завершается счастливым концом». Так вот, у героев «Сказкок Венского леса» - ни добра, ни особой любви, ни счастливого конца, лишь - неуверенность и разнообразная ненависть, их вообще отличает удивительная недалекость, а все происходящее характеризует эпиграф в программке спектакля: «Ничто не дает чувство бесконечности так, как глупость».

Почти все персонажи – сплошные недоразумения, очень длинные повторяющиеся недоразумения, совершающие одни и те же ошибки и не вызывающие сочувствия. Вот разве что – порывистая мятущаяся Марианна (Анастасия Дьячук), которую раздражает занудный Оскар (Алексей Сергеев), с детства ходящий в ее женихах. Марианну бесит предопределенность, но дело уверенно идет к помолвке.

В их браке очень заинтересован отец (Сергей Рубеко), который сам, будучи вдовцом, не прочь жениться. Его бегающие глазки к концу спектакля утомляют и утомляются, и немудрено, что сердце вдовца не выдерживает и дает сбои. Ему свою активность направить бы на единственную дочь и внука, от которых он с пафосом «навсегда» отказывается. Анастасия Дьячук - яркая трагедийная актриса, а Сергей Рубеко виртуозно владеет гротеском. Наблюдать за этой парой «родственничков» очень интересно.

В день помолвки Марианна неожиданно влюбляется в Альфреда, с которым сию минуту познакомилась, и немедленно хочет от него ребенка. Далеко уже не юный Альфред (Вячеслав Ковалев) - неудачливый игрок, авантюрист, иждивенец. Постоянно проигрывает деньги любовницы Валерии (Юлия Силаева) или родной бабушки (Майя Полянская) и всегда в долгах. Альфред, к тому же оказывается большим трусом, подлецом и незрелой личностью: взяв в очередной раз деньги у «баушки», он, по ее же наущению, удирает от Марианны и грудного ребенка во Францию.

Бабушка Альфреда – самый страшный персонаж. К черным комедиям этот спектакль не отнести, хотя бабушка – настоящая баба-яга. Майя Полянская играет откровенное чистейшее зло, не щадя ни пола, ни возраста. Этот с виду хрупкий божий одуванчик деспотически распоряжается чужими жизнями и собственными руками отправляет на тот свет малышей: когда-то второго внука, а теперь - и единственного правнука. Ее дочь (Александра Ровенских) – безответное покорное существо, не способное дать отпор. Она одинока и несчастна, глаза вечно на мокром месте, и немудрено, ведь всю жизнь рядом с ней злобное чудовище, и сыночка Альфреда явно воспитала бабушка. Лишь в доме появляется ребенок Альфреда и Марианны, хоть какая-то отдушина для матери Альфреда, старая карга изводит его. Правда, сообщение матери о том, что бабка специально открывала в мороз окна и выстуживала ребенка, чтоб тот умер от простуды, отчаянно напомнило сцену из фильма «Семнадцать мгновений весны», где малютку радистки Кэт мучает бессердечная эсэсовка.

Действие спектакля происходит в начале тридцатых годов в Австрии перед аншлюсом, о чем, кроме вывесок на немецком языке (подобные светящиеся буквы, правда, уже были в «Изгнании»), стеклянных витрин частных лавочек (художник Михаил Краменко) и костюмов (художник Мария Данилова), можно судить по появлению самого неприятного персонажа пьесы - студента Эриха (Михаил Кремер). Эрих с прической и манерами печально известной организации Гитлерюгенд в скором времени заматереет и задаст перцу всем этим подраскисшим обитателям, среди которых есть даже евреи (смешная и трогательная Ида в исполнении Дарьи Хорошиловой). А пока Эрих "тренируется на кошечках", вскидывая ружье и заставляя зрителей поеживаться. Артист Михаил Кремер хорошо знает, что делает. Он беспощаден к своему герою, пожалуй, эта роль – одна из самых больших удач спектакля.

Владелица магазина табачных изделий Валерия (Юлия Силаева), вечно курящая в качестве бесплатной рекламы своего магазина, жаждет опереться на сильное мужское плечо, но, отчего-то, сама постоянно покровительствует мужчинам. После предательства Альфреда она пригревает на своей горячей груди расчетливого Эриха.

И снова ею пользуются без любви. Валерия, правда, не отличается излишней сентиментальностью, потому так странны ее рыдания над бедняжкой Марианной. Соседи и родственники в шоке от того Марианны, падшей до певички в стриптиз-бар «Максим», но ведь Валерия унижается куда больше. В финале она, не брезгуя, принимает обратно наглеца Альфреда, помирив предварительно Марианну с Оскаром.

Оскар (Алексей Сергеев) – владелец мясной лавки, всю дорогу разгуливающий в окровавленном переднике («чистый ариец, характер нордический твердый»), вначале кажется безропотным тихоней, беззаветно влюбленным в Марианну. Оскара не смущает ее внезапная измена, уход, сцена в ресторане и обвинение ее в краже - он все готов простить. Но незаконный ребенок… вот кого он не потерпит. Марианне он возвращает кольцо, подталкивая к страшному выбору («сама, сама»). Ребенок, в конце концов, умирает...сам...

Пусты лица соседей и родственников, равнодушно созерцающих пустую коляску в руках мамы Альфреда. Здесь нет места детям, эта история должна была оказаться бесплодной и не иметь продолжения.

В заключение хочется отметить удивительный занавес, придуманный художником Михаилом Краменко. Занавес - одновременно прозрачный и плотный, герои могли пройти сквозь него в любом месте, но иногда он превращался в непреодолимую стену. Золотой цвет, то вносил теплую нотку надежды в эту мрачную историю, то холодно скрывал страшные тайны...

Сложный спектакль, противоречивые чувства, но зато - никакого равнодушия.

 

фотографии Сергея Петрова

материал опубликован в журнале "Театральный мир" № 3 за 2018 год