Театр им. Маяковского

1. открытие  сезона 2016-2017 https://www.mnenieguru.ru/index.php/zametki/407-otkrytie-94-go-sezona-v-teatre-im-vl-mayakovskogo 

2. спектакль "Маэстро" https://www.mnenieguru.ru/index.php/spektakli/32-teatr-im-mayakovskogo/238-spektakl-maestro-teatr-im-mayakovskogo (2015 г.)
3. спектакль "Цена"  https://www.mnenieguru.ru/index.php/spektakli/32-teatr-im-mayakovskogo/123-spektakl-tsena-teatr-im-mayakovskogo
4. спектакль "В.О.Л.К." https://www.mnenieguru.ru/index.php/spektakli/32-teatr-im-mayakovskogo/167-spektakl-v-o-l-k-teatr-im-mayakovskogo
5. день рождения театра Маяковского 90 + 1 https://www.mnenieguru.ru/index.php/zametki/402-90-1-teatru-im-mayakovskogo
6. спектакль Все мои сыновья https://www.mnenieguru.ru/index.php/spektakli/32-teatr-im-mayakovskogo/162-spektakl-vse-moi-synovya-teatr-im-mayakovskogo
7. спектакль Человек, который принял жену за шляпу https://www.mnenieguru.ru/index.php/spektakli/32-teatr-im-mayakovskogo/152-spektakl-chelovek-kotoryj-prinyal-zhenu-za-shlyapu-teatr-im-mayakovskogo

8. спектакль "Сказки Венского леса" https://www.mnenieguru.ru/index.php/spektakli/32-teatr-im-mayakovskogo/65-spektakl-skazki-venskogo-lesa-teatr-im-mayakovskogo

9. спектакль ДОНЖУАН https://www.mnenieguru.ru/index.php/spektakli/32-teatr-im-mayakovskogo/37-spektakl-donzhuan-teatr-im-mayakovskogo

10. Открытие сезона 2018-2019 https://www.mnenieguru.ru/index.php/zametki/509-otkrytie-sezona-2018-2019-v-teatre-im-mayakovskogo

 

Что может быть интереснее для обычного зрителя, чем заглянуть за кулисы или на съемочную площадку, где творят деятели искусства? Кино, как мы помним, «важнейшее из искусств», поскольку влияет на огромные массы людей. Пьеса Эдварда Радзинского - о людях, которые снимали кино, и из-за которых кино снимали, не доводя до экрана. Действие спектакля режиссер Юрий Иоффе перенес из 60-х в 70-е  годы, в то время, когда сам пришел работать в театр и когда «оттепель» уступила место «заморозкам». Время действия в спектакле «Снимается кино» обозначено аутентичными приметами, начиная с музыкального оформления и заканчивая деталями быта и одежды, которые знающая публика непременно оценит.

Юрий Иоффе признался, что несколько десятилетий горел желанием поставить именно эту пьесу в Театре им. Маяковского, и наконец, все сошлось в прекрасном камерном пространстве Сцены на Сретенке.  За годы ожидания у режиссера сложилось точное представление, кого из артистов задействовать в спектакле, в итоге он собрал команду единомышленников, способную  увлечь  зрителей с первых минут.

На планшете сцены художник Александра Глебова выстроила целый  съемочный павильон с настоящей кинокамерой, кроватью, телефонной будкой, рабочим местом звукооператора и даже… несколькими квартирами, возникающими по ходу действия, как по волшебству. Все это бодро разворачивается под советские  песни  ВИА «Самоцветы».

Зрители становятся свидетелями обычного суматошного съемочного дня, где каждый участник процесса уверен, что именно без него «кина не будет». Однако, и непосвященному человеку со стороны понятно, что ни  пройдоха администратор  Борис Григорьевич (Дмитрий Прокофьев), ни  равнодушно-циничный кинооператор (Андрей Гусев), ни харизматичный  звукорежиссер (Максим Глебов), ни самовлюбленный киноактёр - «восходящая звезда» (Всеволод Макаров) не знают, каким будет фильм. Это – прерогатива режиссера.

Все закручивается, когда в павильон влетает режиссер фильма Федор Нечаев (Алексей Фатеев). Своей творческой энергией этот человек должен зажечь,  вдохновить, побороть всё и всех. Он бы и поборол, если б не переживал личный кризис. Задумав фильм о любви, Нечаев испытывает совершенно противоположные чувства. Жена, когда-то любимая девушка Инга (Наталья Коренная), назойливо мучает, «достает» его мелочными обидами и тотальным контролем, ревнуя к работе: «Лучше б пил и бегал за юбками, приходил домой как все нормальные мужчины…». Нечаеву нечем крыть – любовь испарилась, он - не мужчина, а режиссер. Работа пока еще условно держит потому, что хочется  снять самый лучший фильм. Необязательность и творческий бардак  киногруппы можно преодолеть лишь созидающей любовью. Любовь к Нечаеву приходит, как по заказу, в образе смешной взбалмошной девчонки из массовки. Аня (Анастасия Дьячук) – непосредственная,  очаровательная и… отчаянная. В нее, чистую и светлую, настоящему творческому человеку невозможно не влюбиться. Недаром молодой художник Петя (Максим Разумец) бьется за нее (буквально, кулаками), мстя режиссеру за свое поражение. Аня самоотверженно выводит Нечаева из творческой депрессии, но, увы, не спасает кино.

Судьбу кино решают не те, кто его снимает, а тот, кто может снять с производства или дать «зеленый свет». Пока редеющие ряды романтиков продолжают «гореть», на главную роль в искусстве претендуют бюрократы. В этом пьеса не теряет  актуальности, только нынче главная роль – все же у  продюсеров.

В спектакле все персонажи, тормозящие творческий процесс, получились яркими и конкретными. Помимо явного саботажника Фекина (Дмитрий Прокофьев), вечно срывающего съемки по своей халатности, это - Трофимов (Алексей Фурсенко), чиновник из Минкульта,  бывший сокурсник Нечаева. Банальная ревность крепкого середняка к таланту движет помыслами чиновника, плюс желание угодить вышестоящему начальству. Это и - кинокритик Ирина Кирьянова (Зоя Кайдановская), решительная, когда хочет обольстить главного редактора киностудии (Евгений Парамонов), и расчетливо опасливая, когда требуется вступиться за талантливого режиссера, не ищущего ее покровительства.

В спектакле есть очень сильная сцена, в которой нереализованная женская суть критикессы взрывается, и Ирина бросает в лицо своей пожилой тете – заслуженной актрисе Надежде Кирьяновой (Людмила Иванилова) жестокие слова собственных обид, а та, с достоинством парируя  оскорбления, рассказывает о триумфе возрастной Сары Бернар в роли молоденькой Жанны Д’Арк, спокойно настаивая, что актриса должна «играть, играть и играть» до самой смерти.

Органична актриса  Мария Фортунатова в роли ассистента режиссера, исполняющего также обязанности «хлопушки». Глубок и неоднозначен главный редактор Кирилл Владимирович (Евгений Парамонов), где-то внутри импонирующий талантливому Нечаеву. Кирилл Владимирович - человек умудренный и явно битый, после чего надежно встроившийся в систему. Это ведь он, редактор, советует критикессе отмолчаться на заседании Совета, не защищать режиссера, снявшего, по ее определению,  «нечто лермонтовское»: «Не надо его жалеть, художник должен быть несчастным…». А сам вдруг бросается на амбразуру защиты: «Понимаете, не то плохо, что есть плохие люди, а плохо то, когда их боятся…».

Очень точной и смешной вышла упертая девушка из массовки (Анна-Анастасия Романова). Эта блондинка способна на все, лишь бы засветиться в кино. Ей хочется славы, ради которой она не побрезгует ничем.

Если бы режиссеру Юрию Иоффе удалось сократить спектакль примерно на треть, его можно было назвать блестящим - ведь  постановка изобилует бенефисными  мизансценами, в которых удается блеснуть практически каждому актеру, но… три с половиной часа высидеть нелегко.

Что станется с произведением талантливого режиссера Федора Нечаева? Спектакль, как и пьеса, не дает ответа. Съемки приостановлены ввиду узости тематики. «В мире столько масштабных событий, а ты любовью занялся…», - выговаривает чиновник непокорному творцу. - Идет студеное время, сейчас пройдет только верняк…». Во все времена творческих людей останавливают, закрывают чиновники и бюрократы, желающие, чтобы  художник отвечал на их указания: «Делай так!» – «Будет сделано!», - но таланты никогда не смогут существовать по чьей-то указке, так что кино будут снимать, значит,  его будут снимать…

фотографии Сергея Петрова предоставлены пресс-службой Театра им. Маяковского

материал опубликован в журнале "Театральный мир" № 6-7 за 2019 год

https://www.facebook.com/media/set/?set=a.2355643707816485&type=3&__xts__%5B0%5D=68.ARDlCyI_Yang_LwnSpuDDr7eD2rz2oXCD6yrJ2XpSgH9tQYmmOdtcIOjoBzVoCdJ1O3Du9O9Bbh5mUFk-Im0saOrDlN-pEBZ_fWtYvkJ8LYAEJwoksmxYh9DY4Kx6ufSaEAgMmwDLbcpIefwUZ_iOCnkjzOlH0mQps63_txKG0cPr7Q1No4oEV1COUyFQ2NqpPL8B32qP9qJPe45Ns1UG3G9D3QjiFM2v-vfeCR29YOnK-_vVXAm63EFqAuY4OijzXqIYL3bts5S4AwFidIqHnkbEO0rwunFsxnVMWUldIJ30kb5UIbqn1Xnf8A0m1qhfopKOwzHx8s&__tn__=-UCH-R

 

Сказка - быль, но в ней...

«Сказки Венского леса» - новый спектакль режиссера Никиты Кобелева в театре им. Маяковского вызвал довольно противоречивые чувства. Никита Кобелев хорошо известен удачными постановками и открытием новых текстов именно в этом театре. Артисты, выбранные на роли, уже не нуждаются в представлении. Очень хотелось увидеть на российской сцене пьесу знаменитого европейского драматурга Эдена фон Хорвата, эмигрировавшего из Австрии из-за фашистов, а в Париже трагически погибшего во время грозы. Но…

Слишком сильное ожидание всегда приносит разочарование, хотя публика в финале хлопала, кричала: «Браво!», у меня лично некий осадочек остался. Впрочем, каждая премьера – все равно коллективная победа людей, влюбленных в театр, и с ней можно и нужно поздравлять всех причастных. Критиковать, оно, понятно, всегда легче. Но мне просто хочется настроить будущих зрителей, любителей премьерных спектаклей, избавить их от лишних ожиданий: запаситесь терпением, и тогда поход в театр принесет вам истинное удовольствие.

Спектакль пока немножко сыроват, пьеса же (или перевод), наоборот, суховата... Не надо вмешиваться в хрупкий творческий процесс. Спектакль – живой организм, он еще будет расти и крепнуть. И в небольшой зал филиала театра им. Маяковского, как уже повелось, будет не попасть.

«Сказками Венского леса» иронично назвал драматург бытовые зарисовки. За три часа вы вполне насладитесь знаменитым вальсом Штрауса: со сцены он будет звучать в разной интерпретации, пока длится мелодрама чужой жизни. Мелодрама, по мнению Википедии: «жанр, в котором раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть, сопровождается трагическими сценами, в большинстве случаев завершается счастливым концом». Так вот, у героев «Сказкок Венского леса» - ни добра, ни особой любви, ни счастливого конца, лишь - неуверенность и разнообразная ненависть, их вообще отличает удивительная недалекость, а все происходящее характеризует эпиграф в программке спектакля: «Ничто не дает чувство бесконечности так, как глупость».

Почти все персонажи – сплошные недоразумения, очень длинные повторяющиеся недоразумения, совершающие одни и те же ошибки и не вызывающие сочувствия. Вот разве что – порывистая мятущаяся Марианна (Анастасия Дьячук), которую раздражает занудный Оскар (Алексей Сергеев), с детства ходящий в ее женихах. Марианну бесит предопределенность, но дело уверенно идет к помолвке.

В их браке очень заинтересован отец (Сергей Рубеко), который сам, будучи вдовцом, не прочь жениться. Его бегающие глазки к концу спектакля утомляют и утомляются, и немудрено, что сердце вдовца не выдерживает и дает сбои. Ему свою активность направить бы на единственную дочь и внука, от которых он с пафосом «навсегда» отказывается. Анастасия Дьячук - яркая трагедийная актриса, а Сергей Рубеко виртуозно владеет гротеском. Наблюдать за этой парой «родственничков» очень интересно.

В день помолвки Марианна неожиданно влюбляется в Альфреда, с которым сию минуту познакомилась, и немедленно хочет от него ребенка. Далеко уже не юный Альфред (Вячеслав Ковалев) - неудачливый игрок, авантюрист, иждивенец. Постоянно проигрывает деньги любовницы Валерии (Юлия Силаева) или родной бабушки (Майя Полянская) и всегда в долгах. Альфред, к тому же оказывается большим трусом, подлецом и незрелой личностью: взяв в очередной раз деньги у «баушки», он, по ее же наущению, удирает от Марианны и грудного ребенка во Францию.

Бабушка Альфреда – самый страшный персонаж. К черным комедиям этот спектакль не отнести, хотя бабушка – настоящая баба-яга. Майя Полянская играет откровенное чистейшее зло, не щадя ни пола, ни возраста. Этот с виду хрупкий божий одуванчик деспотически распоряжается чужими жизнями и собственными руками отправляет на тот свет малышей: когда-то второго внука, а теперь - и единственного правнука. Ее дочь (Александра Ровенских) – безответное покорное существо, не способное дать отпор. Она одинока и несчастна, глаза вечно на мокром месте, и немудрено, ведь всю жизнь рядом с ней злобное чудовище, и сыночка Альфреда явно воспитала бабушка. Лишь в доме появляется ребенок Альфреда и Марианны, хоть какая-то отдушина для матери Альфреда, старая карга изводит его. Правда, сообщение матери о том, что бабка специально открывала в мороз окна и выстуживала ребенка, чтоб тот умер от простуды, отчаянно напомнило сцену из фильма «Семнадцать мгновений весны», где малютку радистки Кэт мучает бессердечная эсэсовка.

Действие спектакля происходит в начале тридцатых годов в Австрии перед аншлюсом, о чем, кроме вывесок на немецком языке (подобные светящиеся буквы, правда, уже были в «Изгнании»), стеклянных витрин частных лавочек (художник Михаил Краменко) и костюмов (художник Мария Данилова), можно судить по появлению самого неприятного персонажа пьесы - студента Эриха (Михаил Кремер). Эрих с прической и манерами печально известной организации Гитлерюгенд в скором времени заматереет и задаст перцу всем этим подраскисшим обитателям, среди которых есть даже евреи (смешная и трогательная Ида в исполнении Дарьи Хорошиловой). А пока Эрих "тренируется на кошечках", вскидывая ружье и заставляя зрителей поеживаться. Артист Михаил Кремер хорошо знает, что делает. Он беспощаден к своему герою, пожалуй, эта роль – одна из самых больших удач спектакля.

Владелица магазина табачных изделий Валерия (Юлия Силаева), вечно курящая в качестве бесплатной рекламы своего магазина, жаждет опереться на сильное мужское плечо, но, отчего-то, сама постоянно покровительствует мужчинам. После предательства Альфреда она пригревает на своей горячей груди расчетливого Эриха.

И снова ею пользуются без любви. Валерия, правда, не отличается излишней сентиментальностью, потому так странны ее рыдания над бедняжкой Марианной. Соседи и родственники в шоке от того Марианны, падшей до певички в стриптиз-бар «Максим», но ведь Валерия унижается куда больше. В финале она, не брезгуя, принимает обратно наглеца Альфреда, помирив предварительно Марианну с Оскаром.

Оскар (Алексей Сергеев) – владелец мясной лавки, всю дорогу разгуливающий в окровавленном переднике («чистый ариец, характер нордический твердый»), вначале кажется безропотным тихоней, беззаветно влюбленным в Марианну. Оскара не смущает ее внезапная измена, уход, сцена в ресторане и обвинение ее в краже - он все готов простить. Но незаконный ребенок… вот кого он не потерпит. Марианне он возвращает кольцо, подталкивая к страшному выбору («сама, сама»). Ребенок, в конце концов, умирает...сам...

Пусты лица соседей и родственников, равнодушно созерцающих пустую коляску в руках мамы Альфреда. Здесь нет места детям, эта история должна была оказаться бесплодной и не иметь продолжения.

В заключение хочется отметить удивительный занавес, придуманный художником Михаилом Краменко. Занавес - одновременно прозрачный и плотный, герои могли пройти сквозь него в любом месте, но иногда он превращался в непреодолимую стену. Золотой цвет, то вносил теплую нотку надежды в эту мрачную историю, то холодно скрывал страшные тайны...

Сложный спектакль, противоречивые чувства, но зато - никакого равнодушия.

 

фотографии Сергея Петрова

материал опубликован в журнале "Театральный мир" № 3 за 2018 год