Театр им. Маяковского

1. открытие  сезона 2016-2017 https://www.mnenieguru.ru/index.php/zametki/407-otkrytie-94-go-sezona-v-teatre-im-vl-mayakovskogo 

2. спектакль "Маэстро" https://www.mnenieguru.ru/index.php/spektakli/32-teatr-im-mayakovskogo/238-spektakl-maestro-teatr-im-mayakovskogo (2015 г.)
3. спектакль "Цена"  https://www.mnenieguru.ru/index.php/spektakli/32-teatr-im-mayakovskogo/123-spektakl-tsena-teatr-im-mayakovskogo
4. спектакль "В.О.Л.К." https://www.mnenieguru.ru/index.php/spektakli/32-teatr-im-mayakovskogo/167-spektakl-v-o-l-k-teatr-im-mayakovskogo
5. день рождения театра Маяковского 90 + 1 https://www.mnenieguru.ru/index.php/zametki/402-90-1-teatru-im-mayakovskogo
6. спектакль Все мои сыновья https://www.mnenieguru.ru/index.php/spektakli/32-teatr-im-mayakovskogo/162-spektakl-vse-moi-synovya-teatr-im-mayakovskogo
7. спектакль Человек, который принял жену за шляпу https://www.mnenieguru.ru/index.php/spektakli/32-teatr-im-mayakovskogo/152-spektakl-chelovek-kotoryj-prinyal-zhenu-za-shlyapu-teatr-im-mayakovskogo

8. спектакль "Сказки Венского леса" https://www.mnenieguru.ru/index.php/spektakli/32-teatr-im-mayakovskogo/65-spektakl-skazki-venskogo-lesa-teatr-im-mayakovskogo

9. спектакль ДОНЖУАН https://www.mnenieguru.ru/index.php/spektakli/32-teatr-im-mayakovskogo/37-spektakl-donzhuan-teatr-im-mayakovskogo

10. Открытие сезона 2018-2019 https://www.mnenieguru.ru/index.php/zametki/509-otkrytie-sezona-2018-2019-v-teatre-im-mayakovskogo

 

«Йокнапатофа» - новая постановка режиссера Миндаугаса Карбаускиса по роману знаменитого писателя Уильяма Фолкнера. Полтора десятка лет назад Москву покорил спектакль Театра Табакова «Когда я умирала», ныне художественный руководитель театра им. Маяковского решил вернуться к уже полюбившемуся американскому местечку и ставшим родными жителям придуманной Фолкнером Йокнапатофы. Но не стоит сравнивать нынешнюю постановку художественного руководителя театра им. Маяковского со спектаклем пятнадцатилетней давности в Табакерке. И время изменилось, и артисты академической Маяковки – другие,  и зрители.

Мудрое спокойствие и философское отношение к дальней неторопливой дороге и смерти близко литовскому духу. Иначе бы в Театре им. Вахтангова Римас Туминас не отправил в трудный путь героев романа-притчи Григория Кановича «Благослови нас, Господи», а Миндаугас Карбаускис не вошел бы второй раз в реку штата Миссисипи, придумывая, как протащить гроб сквозь приключения и испытания, выпавшие на долю покойницы.

В романе «Когда я умирала» действие  происходит в конкретное время – двадцатые годы двадцатого века, то есть, ровно век назад, но для спектакля Карбаускиса временные рамки значения не имеют, ибо дороги вечны, тем более, переход  с этого света на тот.

В постановке режиссер, помимо артистов Театра Маяковского, задействовал своих студентов (Мастерская ГИТИСа). Для студентов играть на профессиональной сцене - безусловное счастье (так трогательно их горячее рвение и желание выполнить волю режиссера), за что спектаклю можно многое простить. И  все же, «Йокнапатофа» не каждому зрителю по зубам. Два действия спектакля тянутся слишком уж неторопливо подробно, и, если не быть  яростным почитателем и знатоком Фолкнера, то нужно запастись терпением и, главное, очень любить театр.

Двадцать жителей Йокнапатофы по ходу действия постепенно предстанут перед публикой, каждый – со  своим  лицом и характером. Все герои - невероятно сосредоточенные люди, живущие спокойно и просто, исполняющие свои каждодневные обязанности в домашнем или сельском хозяйстве, аптечной торговле. Кто сколачивает гроб, кто ловит рыбу, кто дрова заготавливает.

Самая неторопливая (куда ей спешить?) – умирающая Адди (Юлия Марычева), завещавшая мужу Ансу (Кирилл Кусков) схоронить ее в родном городке – за сорок миль от семейного  дома. Эту удивительную пару стариков играют студенты, и выглядят при этом абсолютно гармонично, без особого грима, разве что Анс - бородат и беззуб.

Анс - глава многодетной семьи, самый нервный из всех персонажей: он кричит на близких, как подорванный. Вероятно, подозревает, какое непростое дело им предстоит, но и в страшном сне не представить, что за испытания их ждут впереди, особенно, бедную покойницу, которой предстоит тонуть, гореть и смердеть в этой бесконечной похоронной процессии.

Меланхоличная Адди терпеливо наблюдает за детьми и мужем, покладисто принимая все, что выпадает на ее долю. Одобряет сколачиваемый для нее гроб, оттягивает день  смерти до возвращения с заработков старших  сыновей, жалеет младшего, не верящего в ее уход.

Младший сын Вардаман (Станислав Кардашев) не желает признавать, что мать умерла - она превратилась в огромную рыбу, больше него ростом. И, действительно, когда повозка по дороге опрокидывается, и гроб с телом падает в реку, «маму»  долго все ловят потому, что «она плавает быстрей человека».

Жители Йокнапатофы слов не ветер на бросают, ибо приходит час, когда слова становятся не нужны. Вот, и Адди считает: «Тот, кто о грехе знает только по словам, тот и о спасении не знает ничего, кроме слов…». Анс старается, он же дал слово, а когда его выполнил, то и о грехе вспомнил: тут же нашел жене замену и на последние семейные деньги побрился и вставил зубы.

Художница Мария Митрофанова остроумно придумала необходимый антураж  из простых вещей: из деревянных лавок – телегу, из напольных часов – гроб, а из таза и кувшина – бесконечные воды реки.

Вода, огонь, дорога – много испытаний еще придется пережить безжизненной Адди, и не ее вина, что тело источает такой непереносимый запах, что к гробу уже слетаются стервятники.

«Стараются похоронить ее, как умеют…», - без всякого осуждения комментирует приключения похоронного отряда  сосед Армстид (Игорь Евтушенко), не подозревающий, что причиной раздора с собственной женой, с которой мирно прожил всю жизнь, станет именно это «тело, притом женское, притом шесть дней как мертвое». Лу, жена Армстида (Ольга Пипченко) отчаянно вопит: «Да что всем вам! Мучаете нас при жизни, и после смерти таскаете туда-сюда…».

Спектакль Карбаускиса, как и роман Фолкнера - не про смерть, недаром ведь старшей дочери никак не удается избавиться от упрямо растущего живота (не достать лекарство от беременности): жизнь побеждает смерть. «Йокнапатофа» - в переводе с индейского языка «вода, текущая по равнине», так и спектакль течет медленно и ровно, без особых потрясений и открытий, доверчиво вынося свои слова – дела  непосредственно на берег к зрителям. Тихая премьера. Человеческая трагикомедия.

фотографии Михаила Гутермана

спектакль ЙОКНАПАТОФА - Театр им. Маяковского, режиссер Миндаугас Карбаускис

 

Что может быть интереснее для обычного зрителя, чем заглянуть за кулисы или на съемочную площадку, где творят деятели искусства? Кино, как мы помним, «важнейшее из искусств», поскольку влияет на огромные массы людей. Пьеса Эдварда Радзинского - о людях, которые снимали кино, и из-за которых кино снимали, не доводя до экрана. Действие спектакля режиссер Юрий Иоффе перенес из 60-х в 70-е  годы, в то время, когда сам пришел работать в театр и когда «оттепель» уступила место «заморозкам». Время действия в спектакле «Снимается кино» обозначено аутентичными приметами, начиная с музыкального оформления и заканчивая деталями быта и одежды, которые знающая публика непременно оценит.

Юрий Иоффе признался, что несколько десятилетий горел желанием поставить именно эту пьесу в Театре им. Маяковского, и наконец, все сошлось в прекрасном камерном пространстве Сцены на Сретенке.  За годы ожидания у режиссера сложилось точное представление, кого из артистов задействовать в спектакле, в итоге он собрал команду единомышленников, способную  увлечь  зрителей с первых минут.

На планшете сцены художник Александра Глебова выстроила целый  съемочный павильон с настоящей кинокамерой, кроватью, телефонной будкой, рабочим местом звукооператора и даже… несколькими квартирами, возникающими по ходу действия, как по волшебству. Все это бодро разворачивается под советские  песни  ВИА «Самоцветы».

Зрители становятся свидетелями обычного суматошного съемочного дня, где каждый участник процесса уверен, что именно без него «кина не будет». Однако, и непосвященному человеку со стороны понятно, что ни  пройдоха администратор  Борис Григорьевич (Дмитрий Прокофьев), ни  равнодушно-циничный кинооператор (Андрей Гусев), ни харизматичный  звукорежиссер (Максим Глебов), ни самовлюбленный киноактёр - «восходящая звезда» (Всеволод Макаров) не знают, каким будет фильм. Это – прерогатива режиссера.

Все закручивается, когда в павильон влетает режиссер фильма Федор Нечаев (Алексей Фатеев). Своей творческой энергией этот человек должен зажечь,  вдохновить, побороть всё и всех. Он бы и поборол, если б не переживал личный кризис. Задумав фильм о любви, Нечаев испытывает совершенно противоположные чувства. Жена, когда-то любимая девушка Инга (Наталья Коренная), назойливо мучает, «достает» его мелочными обидами и тотальным контролем, ревнуя к работе: «Лучше б пил и бегал за юбками, приходил домой как все нормальные мужчины…». Нечаеву нечем крыть – любовь испарилась, он - не мужчина, а режиссер. Работа пока еще условно держит потому, что хочется  снять самый лучший фильм. Необязательность и творческий бардак  киногруппы можно преодолеть лишь созидающей любовью. Любовь к Нечаеву приходит, как по заказу, в образе смешной взбалмошной девчонки из массовки. Аня (Анастасия Дьячук) – непосредственная,  очаровательная и… отчаянная. В нее, чистую и светлую, настоящему творческому человеку невозможно не влюбиться. Недаром молодой художник Петя (Максим Разумец) бьется за нее (буквально, кулаками), мстя режиссеру за свое поражение. Аня самоотверженно выводит Нечаева из творческой депрессии, но, увы, не спасает кино.

Судьбу кино решают не те, кто его снимает, а тот, кто может снять с производства или дать «зеленый свет». Пока редеющие ряды романтиков продолжают «гореть», на главную роль в искусстве претендуют бюрократы. В этом пьеса не теряет  актуальности, только нынче главная роль – все же у  продюсеров.

В спектакле все персонажи, тормозящие творческий процесс, получились яркими и конкретными. Помимо явного саботажника Фекина (Дмитрий Прокофьев), вечно срывающего съемки по своей халатности, это - Трофимов (Алексей Фурсенко), чиновник из Минкульта,  бывший сокурсник Нечаева. Банальная ревность крепкого середняка к таланту движет помыслами чиновника, плюс желание угодить вышестоящему начальству. Это и - кинокритик Ирина Кирьянова (Зоя Кайдановская), решительная, когда хочет обольстить главного редактора киностудии (Евгений Парамонов), и расчетливо опасливая, когда требуется вступиться за талантливого режиссера, не ищущего ее покровительства.

В спектакле есть очень сильная сцена, в которой нереализованная женская суть критикессы взрывается, и Ирина бросает в лицо своей пожилой тете – заслуженной актрисе Надежде Кирьяновой (Людмила Иванилова) жестокие слова собственных обид, а та, с достоинством парируя  оскорбления, рассказывает о триумфе возрастной Сары Бернар в роли молоденькой Жанны Д’Арк, спокойно настаивая, что актриса должна «играть, играть и играть» до самой смерти.

Органична актриса  Мария Фортунатова в роли ассистента режиссера, исполняющего также обязанности «хлопушки». Глубок и неоднозначен главный редактор Кирилл Владимирович (Евгений Парамонов), где-то внутри импонирующий талантливому Нечаеву. Кирилл Владимирович - человек умудренный и явно битый, после чего надежно встроившийся в систему. Это ведь он, редактор, советует критикессе отмолчаться на заседании Совета, не защищать режиссера, снявшего, по ее определению,  «нечто лермонтовское»: «Не надо его жалеть, художник должен быть несчастным…». А сам вдруг бросается на амбразуру защиты: «Понимаете, не то плохо, что есть плохие люди, а плохо то, когда их боятся…».

Очень точной и смешной вышла упертая девушка из массовки (Анна-Анастасия Романова). Эта блондинка способна на все, лишь бы засветиться в кино. Ей хочется славы, ради которой она не побрезгует ничем.

Если бы режиссеру Юрию Иоффе удалось сократить спектакль примерно на треть, его можно было назвать блестящим - ведь  постановка изобилует бенефисными  мизансценами, в которых удается блеснуть практически каждому актеру, но… три с половиной часа высидеть нелегко.

Что станется с произведением талантливого режиссера Федора Нечаева? Спектакль, как и пьеса, не дает ответа. Съемки приостановлены ввиду узости тематики. «В мире столько масштабных событий, а ты любовью занялся…», - выговаривает чиновник непокорному творцу. - Идет студеное время, сейчас пройдет только верняк…». Во все времена творческих людей останавливают, закрывают чиновники и бюрократы, желающие, чтобы  художник отвечал на их указания: «Делай так!» – «Будет сделано!», - но таланты никогда не смогут существовать по чьей-то указке, так что кино будут снимать, значит,  его будут снимать…

фотографии Сергея Петрова предоставлены пресс-службой Театра им. Маяковского

материал опубликован в журнале "Театральный мир" № 6-7 за 2019 год

https://www.facebook.com/media/set/?set=a.2355643707816485&type=3&__xts__%5B0%5D=68.ARDlCyI_Yang_LwnSpuDDr7eD2rz2oXCD6yrJ2XpSgH9tQYmmOdtcIOjoBzVoCdJ1O3Du9O9Bbh5mUFk-Im0saOrDlN-pEBZ_fWtYvkJ8LYAEJwoksmxYh9DY4Kx6ufSaEAgMmwDLbcpIefwUZ_iOCnkjzOlH0mQps63_txKG0cPr7Q1No4oEV1COUyFQ2NqpPL8B32qP9qJPe45Ns1UG3G9D3QjiFM2v-vfeCR29YOnK-_vVXAm63EFqAuY4OijzXqIYL3bts5S4AwFidIqHnkbEO0rwunFsxnVMWUldIJ30kb5UIbqn1Xnf8A0m1qhfopKOwzHx8s&__tn__=-UCH-R