Евгений Шварц:

 «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь…».

В Филиале Театра Маяковского на Сретенке отныне можно попасть в «Другую сказку», побродить там по чудесным пьесам Евгения Шварца, которые собрал в своем спектакле популярный кинорежиссер Сергей Урсуляк. Театральная постановка – впервые в его практике, хотя он –  человек, конечно, театральный: окончив Щуку, прослужил несколько лет в «Сатириконе». В день последнего прогона Сергей Урсуляк признался: «Каждый день во время репетиций у меня был шанс увидеть новый спектакль. Театральным режиссерам надо платить больше, я удивляюсь, как они на такой нервной работе доживают до пятидесяти лет…».

Театр – искусство живое, переменчивое, тут ничего нельзя зафиксировать – ни успех, ни провал, на следующий день все может быть иначе. Тем интересней наблюдать, как кинорежиссер Урсуляк выстраивает мизансцены. Это очень зрелищно: сцена у Урсуляка наполнена и объемна, в каждом квадратике сценической коробки что-то происходит,  впереди – крупный план, в глубине тоже никто не простаивает, все действуют, за всем этим следить очень интересно. Хороши все персонажи, костюмы прекрасны и многозначительны, артисты работают вдохновенно, и самым большим подарком служит текст.  Юмор и ирония драматурга Евгения Шварца во все  душные времена помогала вздохнуть полной грудью.

В постановке много сюжетных линий. Смешной всклокоченный Генрих (Никита Языков)  в паре с юной восторженной принцессой (Алёна Васина) – отвечают в спектакле за романтическую линию. У Сергея Урсуляка вслед за ироничным Шварцем главные герои – просто рамочка, обрамляющая основное. Тексты, с их человечной и антитоталитарной направленностью  настолько ярки и объемны, что декорации особо не нужны, поэтому художник Евгения Шутина не стала загромождать пространство: здесь все условно, минималистично и понятно, и красноречивые костюмы отлично определяют каждый персонаж.

Прекрасен «Голый король» (Вячеслав Ковалев) в пурпурном бархатном халате и мягких домашних шлепанцах – такой премилый старичок, в королевстве которого отнюдь все не так мило. Вот голубь оставил след на королевской статуе, тут же следует приказ: отменить голубей, а вместе с ними и слова – голубика, голубчик и пр.

Королевский двор в трепетном ожидании утренних новостей: в каком настроении проснется его Величество? Шут в строгом костюме, в очках и при галстуке (Юрий Коренев) ежедневно докладывает королю шутки и анекдоты. Все реагируют, повторяя за королем: «Мы – самый умный народ в мире, остальные – дураки!».

Хорош первый министр с бесстрастным лицом (Евгений Парамонов), взявший на себя «смелость» говорить правду и только правду: «Ваше Величество, я прямо говорю правду в глаза, даже если она неприятна... Позвольте мне сказать вам грубо, по-стариковски: вы – великий человек, государь! Вы – гений! Вы – умница!».

Министр нежных чувств (Виктор Запорожский) гибок и пластичен (хореограф Ирина Кашуба), несмотря на некоторую пухлость. В отличие от первого министра, министр нежных чувств изъясняется танцевальными па, дабы не сказать чего лишнего.

Единственная тут сказочная дама, обладающая здравым смыслом ­– королева-мать (Зоя Кайдановская). Пытаясь остановить влюбленный жар принцессы, отправляет ту на смотрины в соседнее королевство. Ничего, что тамошний король (Вячеслав Ковалев) староват и плешив, зато войны не будет, будущее дочки обеспечено, а что даст им нищий Генрих?

А наводящий на раздумья диалог королевы с министром (из киносценария «Каин XVIII» гениального сказочника Шварца о всемирном вооружении (1963)): «– Сначала мы вам подарим пушку. – Пушку? А зачем мне она? – Для того, чтобы защищаться. – От кого? – От того, кто на вас нападет. – На меня сроду никто никогда не нападал. – Это пока у вас не было пушки. А когда у вас появится пушка, то на вас обязательно нападут…».

Вышколенная рота придворных дам выглядит недвусмысленно: всегда по-пионерски готовы к военным действиям.

Пройти испытания и не сдаться влюбленным помогает сметливый и энергичный Христиан (Мамука Патарава). Артист Мамука Патарава упивается вахтанговскими приемами, импровизируя и валяя дурака.

Его  шаловливый изобретательный Христиан, отвлекая внимание свиты принцессы, надевает темные очки, сходу копируя Григория Лепса («…прямо здесь, чтобы я вдруг стал прекрасным принцем…»). Пока восторженные дамы наслаждаются пением заезжей «звезды», Генрих с принцессой успевают объясниться в любви.

О вечной любви французскую песню (а на каком же языке еще петь о любви?) прекрасно исполняет первая придворная дама (Юлия Силаева), оставляя после этого сольного номера шлейф ностальгической задумчивости.

 

«Голый король», «Принцесса на горошине», «Дракон», «Обыкновенное чудо», «Тень» и элементы киносценария "Каин 18" – непринужденно объединяются в одном полотне, предоставляя зрителям возможность упиваться бессмертными цитатами из разных произведений Шварца. Любовь в финале, конечно, побеждает, оставляя зрителям маленькую надежду, что зло и глупость никогда не пересилят Добро.