А сыновья уходят в бой...




Новый спектакль Леонида Хейфеца по пьесе американского драматурга Артура Миллера «Все мои сыновья» можно считать событием в театре им. Маяковского по многим причинам, прежде всего, благодаря великолепному актерскому ансамблю и, особенно, исполнителям главных ролей - Ольге Прокофьевой и Виктору Запорожскому. Написанная практически сразу после окончания Второй мировой войны пьеса стала для современников Миллера откровением, а самого писателя сделала знаменитым. Драматург затронул глобальные вопросы чести и долга, предательства и принципиальности, использовав документальную историю так, что любой американский обыватель мог себя легко представить на месте героев, поэтому с таким волнением публика воспринимала каждую постановку в Америке и затем в Европе. И сегодня Леонид Хейфец нашел в пьесе что-то очень важное и актуальное, что задевает каждого. На всем протяжении спектакля невозможно отвлечься от происходящего на сцене, второе действие вообще пролетает на одном дыхании.




Дело ведь совсем не в том, что во время войны на самом деле был такой случай, когда несколько американских летчиков, один за другим, погибли из-за бракованных деталей в авиамоторах, поставленных некой американской фирмой… Совсем неважно, когда это было, в какую эпоху, хотя постановочная группа Леонида Хейфеца соблюла все приметы времени конца сороковых годов двадцатого века.

Человеческое общество не может существовать без морали, есть общие понятия о добре и зле, и люди, нарушающие, преступающие через законы морали, всегда это понимают, даже когда принимают независимый вид….

 


Действие пьесы происходит в одном провинциальном городке, где живет семья Джо Келлера. Джо (Виктор Запорожский) успешно руководит производством авиационных деталей, надеясь дела фирмы вскоре передать младшему сыну Крису (Олег Ребров). Он почти спокоен, часто шутит, только как-то слишком мучительно пытается угодить всем и каждому, выглядеть беспечным и миролюбивым, слишком часто отводит взгляд в сторону или утыкается в газету. Старший сын - летчик погиб на войне. Спустя три года мать (Кэт Келлер – Ольга Прокофьева) все еще не верит в его смерть, ведь он же пропал без вести, значит, может вернуться. Кэт живет надеждой на возвращение, она не хочет ни о чем думать, ей трудно ждать в одиночестве, так как никто из членов семьи не верит в возвращение Ларри. Актрисе Ольге Прокофьевой переживания ее героини оказались настолько небезразличны, что даже на поклонах под бурные аплодисменты радостной премьерной публики слезы острой боли продолжали скатываться по щекам.

Пьесу по сюжету можно было бы отнести к бытовой драме, если бы в ней не было столько символизма и высокой трагедии. Конечно, это не древнегреческий «Эдип» Софокла, но страсти и тут нешуточные, и запятнанную честь здесь тоже искупают кровью.



Яблоню, посаженную в честь Ларри, обламывает ураган именно в день его рождения. На сцене режиссер вместе с художником-постановщиком Владимиром Арефьевым создали такую напряженную атмосферу, что действительно «наломали дров»: огромное поваленное дерево своими ветвями заполонило все пространство, вынуждая героев пьесы пробираться с трудом. Всего лишь сутки проходят с того момента, как мы узнаем героев, но как эти сутки переворачивают душу каждого. В гости к Келлерам пожаловала Анна (Юлия Соломатина), бывшая невеста Ларри, которую письмом вызвал Крис. Мать Лари считает, что девушка приехала поддержать семью в день рождения пропавшего жениха. Но она ведет себя странно, словно знает какую-то тайну.



Молодые люди Крис и Анна признаются друг другу в любви, хотя понимают, насколько их чувства неуместны в этом доме, где все пропитано памятью и ожиданием. Крис ужасно боится расстроить мать, отец, к счастью, на его стороне. К радости Анны примешивается горечь: вместе с братом Джорджем (Евгений Матвеев) она ненавидит собственного отца, считает его виноватым в том, что на войну отправилась бракованная партия деталей, что он испугался принести фирме убытки. Джо Келлер великодушно уговаривает их простить отца, как он сам его «простил» и даже держит для него место по возвращении из тюрьмы. Когда-то произнесенная ложь, коварное малодушие разъедают изнутри крепко сколоченную жизнь Джо. Все рушится как карточный домик, когда выясняется, что старший сын погиб неслучайно (это главная интрига пьесы). Вот он - самый страшный суд для откупившегося от тюрьмы Джо Келлера.

Спасение бизнеса ценой жизни чужих людей оборачивается смертью близких. Совесть - коварный партнер, сделки с ней никогда не проходят бесследно. Роковая расплата рано или поздно наступает, а прошлое – не изменить…




«Хорошая жена, хороший дом - что еще надо человеку, чтобы встретить старость?» - Джо Келлер, имея прекрасный дом и жену, не сможет спокойно встретить старость, осознав, что старший сын погиб намеренно, защищая честь семьи, которую уронил отец.

Соседи – простые обыватели посудачат и забудут эту историю и сотни других, пока история не коснется их лично. Мир так устроен, что все тайное становится явным. Совесть докопается до самых давних грешков, вытащит их на свет и заставит отмучаться, как положено. У каждой судьбы свой рок, у каждой истории – свой урок, а люди неважно учат уроки.



материал опубликован в журнале "Театральный мир" № 12

фотографии взяты с официального сайта театра