«Леди Макбет Мценского уезда» - наш ответ Шекспиру, у которого в пьесах злодеяния вершились все больше мужскими руками. Женские преступления всегда страшнее мужских, потому что испокон веку мир держится на женщине, а уж когда женщина начинает убивать - конец роду человеческому.
Николай Лесков описал реальные события позапрошлого века, с тех пор люди «нашего» уезда лучше, увы, не стали, хотя территориальные границы и названия уездов, поселков и областей изменились не раз. Преступления против человечества самими "человеками" продолжаются, независимо от государственного строя и благосостояния. Разум, душа, совесть - понятия эфемерные, и, имеются ли они в наличии, судить можно только по поступкам.
Сегодня, после смакования в СМИ подробных описаний зверств серийных убийц и циничных телевизионных показов жертв терактов, публику сложно удивить количеством преступлений, но режиссер Кама Гинкас смог-таки устроить зрителям экзекуцию. И читать документальную повесть Лескова, и смотреть мрачный спектакль Гинкаса - достаточно тяжкое испытание, но совершенно необходимое для понимания пределов человеческой натуры. Чтобы видеть днем звезды, нужно заглянуть на дно колодца…
Начинается и заканчивается спектакль с группы арестантов без лиц, в одинаковых шинелях. Все участники случившейся истории отправляются по этапу. И больше никто никого не судит, все отдано на откуп читателю и зрителю.
Режиссер Кама Гинкас поручает авторские ремарки действующим лицам, и заявляют они о себе в зал в третьем лице иронично-безразлично, даже суховато, что впечатление только усиливает.
Историю Катерины Измайловой, полюбившей без рассудка и без совести, совершившей особо тяжкие преступления, любой зритель МТЮЗа знает еще из школьной программы, но такую Катерину, которую вывели на суд Кама Гинкас и Лиза Боярская, вряд ли видел. Юное забитое существо, едва вкусив запретный плод, в какие-то минуты превращается в необузданную страстную ведьму. Как удается Лизе Боярской так неуловимо изменить не только жесты и походку, но само лицо, с которого неведомым образом исчезают даже прелестные ямочки …. Актриса блистательно и бесстрашно проживает роковую судьбу своей героини, подробно учитывает все нюансы превращения, разобранные режиссером. Нигде не переигрывая, легко осваивая сценическое пространство художника Сергея Бархина, Катерина Измайлова расцветает на глазах, и цветок тут же становится ядовитым, несмотря на всю внешнюю привлекательность (ядовитые цветы ведь именно красотой привлекают своих жертв). Порочная жаркая страсть, стихийно заполнившая собой недолгую постылую жизнь, толкает Катерину на преступления, сметая все препятствия на пути к ее личному счастью. Молодая купчиха запросто лишает жизни трех человек, будто стирает ластиком неверную запись в книге судеб. Лишь одно минутное сомнение… так и не предотвратило убийство невинного ребенка, лишь поставило точку невозврата.
Помимо заглавной роли в спектакле – еще потрясает актерская работа Валерия Баринова в роли свекра. Как он столь значителен и в словах, и в молчании. И какое зрительское счастье и человеческий ужас – видеть возвращение его Бориса Тимофеевича с того света. Его остановившиеся в момент смерти удивленные глаза преследуют еще долго после выхода из театра. Страшным котом возвращается к своей невестке в замороченных снах (режиссерская находка) отравленный свекор Борис Тимофеевич и мучает ее, пытаясь предупредить следующее преступление, но уже стоит за спиной новоявленной ведьмы убитый предательским ударом обманутый муж, тишайший Зиновий Борисович (Александр Тараньжин).
И хочется отметить разбитную деревенскую бабенку Аксинью в исполнении актрисы Софии Сливиной - так органична, естественна актриса в этой роли: и поет, и плечами поводит, и поднос с самоваром, когда надо, подносит, и с мужиками заигрывает, и хозяйку во всем поддерживает, хитро улыбаясь, кажется, не сцену наблюдаешь, а просто реальную жизнь.
Все крепко сколочено в этом повествовании, и немного досадно, когда к середине действия возникает вдруг странное ощущение затянувшихся пауз, какой-то сбой ритма в том месте, где физически никак нельзя останавливаться, ведь по наклонной плоскости, да по скользкой дорожке (и сценография Бархина тут убедительна) - чем дальше катишься, тем быстрее конец близится…
фотографии Елены Лапиной
https://www.teatrall.ru/teatr/mtyuz/4824-ledi-makbet-nashego-uezda/#!