Что может быть увлекательней путешествий и рассказов о них человека наблюдательного, остроумного и прямодушного? Сегодня все туристы, даже те, кто лишь раз в жизни выбрался на пляжи Анталии, считают себя бывалыми путешественниками. Но вот отправиться полторы сотни лет назад, да на перекладных, да на четыре месяца из европейской Франции в самую глубинку неизвестной России, на улицах которой дремучие иностранцы до сих пор опасаются встретить медведей - для этого действительно надобна смелость, даже отвага и уж непременно независимость.
Многие ли из нас читали заметки французского литератора Астольфа де Кюстина, подробно и ярко изложившего свои впечатления в трудах «Россия в 1839 году»? Эту книгу в тогдашней России приняли в штыки, да и в Советской России не признавали и не издавали. На Руси всегда любили парадные портреты, искусство служило лишь затем, чтобы украшать покои и бальные залы, услаждать слух и радовать глаз. Велика Россия и силен в ней дух великодержавный, и во все времена люди пытались ответить на вопрос, что же это на самом деле за великая страна? Размышлять о судьбах России дозволялось только дворцовым историкам и литераторам, все прочие впадали в немилость, ссылались с глаз долой, в этом смысле французскому путешественнику повезло: он вернулся к себе домой и спокойно поведал о том, что видел, вызвав возмущение, обиду и гнев русских современников. В предисловии автор написал: «Путешественник не только не сгустил краски и не преувеличил размеры зла, но, напротив, боясь, что ему не поверят, умолчал о множестве достоверных фактов, куда более отвратительных, нежели те, что приведены в книге…». Де Кюстин всею душой пытался понять Россию, он жил вместе с ней в будни и в праздники, видел похороны и крестины, сидел за дружеским столом, наблюдал русских за работой и на отдыхе, слушал песни, записывал обычаи. Его книга - вовсе не критика, а попытка осмысления, хотя с легкой руки Тютчева пошло: «Умом Россию не понять…».
С болью думать и говорить о России могут лишь подлинные патриоты, взяться за такой литературный материал способны лишь люди с твердой гражданской позицией. Авторы инсценировки режиссер Олег Кудряшов и художественный руководитель театра, актриса и певица Елена Камбурова попытались соединить в спектакле ироническую, удивительно актуальную прозу путевых заметок француза Де Кюстина и бесстрашный «Реквием» русского поэта Анны Ахматовой, написанный ровно через сто лет – в 1939-м году. А, чтобы спектакль о России стал объемней и объективней, наполнили его стихами русских поэтов XIX – XX веков: Александра Пушкина, Максимилиана Волошина, Давида Самойлова, Виктора Сосноры и, конечно, народными песнопениями.
Спектакль соткан на живую нитку, он словно рождается прямо тут, в шаге от зрителей, которых к слову уместилось в уникальном крошечном зале всего три ряда. Без всякого сценического подиума буднично и просто на фоне бело-полосатых верстовых столбов раскручивается колесо истории (художник Нина Климовская), здесь поют, смеются и плачут о России. Удивленные реплики иностранца (прекрасная живая работа Дмитрия Куличкова) перекрываются божественным пением Елены Камбуровой и солистов театра (музыкальный руководитель Олег Синкин). «Русские не умеют бастовать против угнетения, но вздыхать и стонать они умеют». - Де Кюстин говорит еще о том, что русские песни «не только унылы, но и мелодичны, а в хоровом исполнении они приобретают святость, религиозность…».
Негатива в российской жизни много, всегда труднее говорить горькую правду, чем хвалить и закрывать глаза на недостатки. Но, на то и Театр песни, в котором поют стихи как молитвы, и финальной сильной нотой звучит "Заклятье о русской земле" (стихотворение Максимилиана Волошина), чтобы в итоге все стало хорошо - на это уповают создатели спектакля.