Наполни душу свою...

Театр музыки и поэзии Елены Камбуровой – поразительное место. Поражает степень концентрации культуры на один квадратный сантиметр, этого культурного слоя хватило бы стадион накрыть, а тут – полсотни зрителей всего!

Давно я не испытывала такого чувства восторга, находясь на спектакле. Хотелось, плакать и смеяться одновременно и немедленно сделать что-то очень хорошее!

Какая любовь разливалась в пространстве театрального зала! Любили зрители - все, что они видели и слышали, любили актеры - все, что они творили на сцене в этот вечер, любили их герои всеми силами души, каждой клеточкой!

Действие пьесы происходит в начале двадцатого века, точнее, в 1904 году, день определен печальной датой смерти Антона Павловича Чехова,  весть о его кончине приносит в финале  удрученный режиссер Радов (Мохаммед Абдель Фаттах). Программка спектакля «Снился мне сад…» напечатана на странице газеты «Русские ведомости» от 2 июля 1904 года. Автор пьесы Вадим Жук описал один день из жизни обычного русского семейства, взяв за основу  документальные дневники Петра Сергеевича Воловича, а, может, их и не было вовсе, и придумала Воловича сама Елена Антоновна Камбурова.

Это неважно. За каждым персонажем – своя история, свой роман, своя судьба! Сегодня особенно остро осознаешь, какую Россию мы потеряли! Сегодня, на фоне яростного уничтожения последних остатков культуры, особенно нестерпима боль от утраты высокой нравственности и морали, относящимся ныне к предметам роскоши Сегодня эта роскошь почти недоступна…

В тот день на даче Воловичей все готовятся к именинам Ирины Васильевны (Юлия Зыбцева). Неземная бледность хрупкого существа подчеркнута непослушно выбивающейся легкой прядью тщательно уложенной прически, воздушной прозрачной тканью платья. Максимально точно на сцене отыгрывается каждая деталь (художник-постановщик Ирина Пинова). Ирину Васильевну обожает муж (чрезвычайно удачная работа Романа Калькаева). Сергей Львович – искренний, порывистый и... жалкий, и так ему сочувствуешь по-человечески, когда и он, и все герои, и зрители становятся свидетелями страсти, раздирающей сердца двух влюбленных (его жены и поручика Ипатьева). Поручик Ипатьев (Александр Кольцов) страдает, мучимый благородством, не желая стать тайным любовником. Ирина жестоко страдает от любви, как от непрошеной болезни, мечется между любовью и долгом. Доктор (Юрий Соколов) страдает, понимая, что спасти Ирину невозможно, она гибнет от чахотки. Как и волится, у Чехова, страдают все. Острый карандаш за ухом, острый язвительный язычок, и самоуверенность, модный парижский костюм, при этом сильное душевное беспокойство, одиночество и уходящая почва из-под ног эмансипированной художницы Анны (Ольга Тенякова). Петя Волович (Евгений Вальц) страдает, желая порвать со старым семейным укладом, который ему так мил, но будущая революция дороже. Нам так все это знакомо и дорого в чеховских пьесах! Милая интеллигенция, неспособная постоять ни за себя, ни за детей, ни за Родину. Как потом безжалостно и прицельно выбило этих людей с российской почвы ветром социальных перемен! Как страдаем сегодня мы, лишенные своей истории, перечеркнутой и переписанной услужливыми рабами своего времени…

Режиссер Ольга Анохина поставила спектакль невероятно тактично и тонко: все происходит естественно, как бы само собой, рождается просто на глазах, в то самое мгновение, когда вы смотрите. Удивительно точно распределены роли, понятно, что в театре Камбуровой все актеры – штучные, но такое впечатление, что каждого из них специально пригласили в труппу ради этого конкретного спектакля и этой конкретной роли.

Действие начинается просто и изысканно: Елена Камбурова берет в руки книжку, перелистывает, читает что-то вслух, звучит серебряный ее голос, и проза незаметно становится песней. Когда поет Камбурова, забываешь вообще обо всем…, время проходит полноценно, драгоценно наполняя душу…

В спектакле звучат двадцать музыкальных номеров. Камбуровой давно мечталось показать настоящие русские романсы, но не как концертные номера, здесь все романсы удивительно вплетены в тонкую ткань спектакля. Музыка нежно и властно забирает вас в плен  (музыканты Олег Синкин и Вячеслав Голиков) и уже не отпускает. Олег Синкин совершенно по-новому аранжировал некоторые старинные романсы, будто написал их сам. Слушать их – настоящее наслаждение.

Нет занавеса в конце, нет и точки, музыка не кончается, чувства остаются светлыми, хотя имеет место и трагедия, и печаль и скорбь. Страшна и непоправима смерть Антона Павловича Чехова (как несоразмерно событию мала заметка в черной траурной рамке!), мы переживаем это известие вместе с героями, и все пьесы великого Чехова будто проносятся перед нашим мысленным взором…

Невозможно не упомянуть остальные персонажи, каждый из которых чрезвычайно значим и точен: Алина, подруга Пети (Виктория Тихомирова), и Глаша, няня (Наталья Селиваненко) – проживают свои судьбы за один день так, что про каждую можно отдельную пьесу написать. Няня Глаша своим появлением с самоваром, словно добрый ангел отвращает от беды, от ненужных слов и поступков, готовых сорваться с губ или совершиться в недобрую минуту. Трагически знакома фигура режиссера Константина Радова, уж мы-то знаем, как расправились потом с талантами, поначалу так пригодившимися революции.

А как поют в театре Камбуровой передать немыслимо: кто был, тот знает, а кто не был – тому надо скорей туда, чтобы прильнуть к чистому хрустальному источнику и напоить душу свою чарующими звуками.
Маленький зал, штучные актеры и штучные зрители, всего одно действие, но велико искусство и высока нравственность!


фото с официального сайта театра

материал опубликован в журнале "Театральный мир", декабрь 2011 год

спектакль Театра Музыки и Поэзии Елены Камбуровой "Снился мне сад", рецензия

http://kamburova.theatre.ru/press/articles/16328/