Безнадежное танго

В Театре Романа Виктюка «танцуют» «Танго» драматурга Славомира Мрожека. Творчество  популярного польского писателя всегда относили к театру абсурда: так было легче пробивать сатиру, во все времена у всех властей, вызывающей аллергическую неприязнь. Не зря ведь сатирику пришлось пару раз поменять место жительства, хотя он всегда оставался польским гражданином. Ни одному государственному аппарату не нужен свободный художник, высмеивающий власть, несовершенство человека и мира.

Верный ученик Романа Виктюка артист и режиссер Игорь Неведров после  постановок романтических (спектакли «Венецианка» и «Любовью не шутят»), взялся за «Танго» - глубокую парадоксальную пьесу знаменитого сатирика. Танго - многозначное слово, которое Игорю Неведрову и его театральной команде стало интересно исследовать, чтобы затем разносторонне  преподать зрителю, ведь «Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру…», - как писал Николай Гоголь.

Авторы спектакля соткали, как это и положено в Театре Виктюка, яркое не бытовое  полотно, отдав щедрую дань иронии и вдоволь насладившись  формой.  Гигантская карусель и соответствующие гротесковым размерам детская горка и песочница, огромный раскрашенный саркофаг (художник-постановщик Владимир Бойер) делают персонажи недомерками, а все их высказывания и постулаты - несерьезными.

Родители Артура – Элеонора (Мария Матто) и Стомил (Артем Банников) в пору их молодости, пришедшейся на эпоху хиппи (60-е гг.), были смелыми бунтарями, выражающими свой протест запрещенными танцами. Нынче от их бунтарского свободолюбивого духа остался лишь детский азарт  от круглосуточной карточной игры, которую им не позволяет собственный сын. Вся семья, кроме Артура (Дмитрий Кондрашов), целыми днями занята игрой и маленькими вольностями – интригами и сексом, им уже ничего не нужно в этой жизни, они свое слово сказали. Пришел черед Артура. Следующее поколение всегда недовольно предками и норовит порвать с ними. Хиппи бунтовали против правил: «Мы пролагали путь в будущее, выходили за пределы нормы…», - настаивают родители.  Артур, брезгливо наблюдающий за вседозволенной семейной неряшливостью, решает ввести «новый» железный порядок, приравняв свободу к распущенности: «Вы отравили своей свободой поколение до вас и поколение после вас…».

Такой быстрорастущий диктатор, если не остановить вовремя, взбирается на самый верх бюрократической лестницы неким Наполеоном, Сталиным или Гитлером, а там уж, с молчаливого позволения непротивленцев, начинает распоряжаться человечеством, решать судьбы не только людей, но и целых стран.   

Артур всерьез решает вернуть традиции, сделав их незыблемыми, и собирается явить пример собственной свадьбой. Да, ему очень нравится Аля (Анастасия Якушева), но в организаторском пылу подготовки пышной  брачной церемонии жених забывает о такой малости, как - признаться невесте в любви. Свободолюбивая непокорная девушка, не упуская случая, мстит, изменяя Артуру с Эдиком (Александр Титаренко) прямо накануне свадьбы.

Семья, включая мать, отца, бабушку Евгению (Мария Дудник), дедушку Евгения - он же – дядя-конформист (Дмитрий Татдаев), и вечного Эдика – постоянно копошится в песочнице, наполненной обрывками пергаментных листков. Листки – записки, памятные свидетельства давних событий. Пергамент, как и само слово «танго», в древнем Египте означающее «особое место», логично рифмуется постановщиками с ярким саркофагом.

С  последним вынуждены носиться герои спектакля, то перекладывая его на тележку, то водружая на карусель. Саркофаг – полное олицетворение пустой формы без содержания. В финале смешная маленькая бабушка Марии Дудник залезет туда, прячась от вездесущего грозного внука, чтобы спокойно умереть.

В аннотации к  спектаклю режиссер Игорь Неведров объясняет, что «танго» также означает место, где африканские работорговцы содержали и продавали рабов. Да, своей воли у членов семьи нет: Артур по-хозяйски распоряжается домом и людьми. И никто не в состоянии остановить  тирана, разве что Эдик, почувствовавший вдруг свою значимость и вкус иной жизни, позволяет себе переспать с невестой Артура, а потом и покончить с ним. Не  станцевать красивое танго насильно, как не построить новый мир на обломках: разрушенные ценности – слишком ненадежный фундамент.

Фото Полины Капицы

спектакль ТАНГО - Театр Романа Виктюка, режиссер Игорь Неведров, артисты: Мария Матто, Артем Банников, Дмитрий Кондрашов, Анастасия Якушева, Александр Титаренко, Мария Дудник, Дмитрий Татдаев


Материал опубликован в журнале "Театральный мир"