спектакль "Родненькие мои" идет на сцене "Под крышей", по признанию самого театра: "Хотели как лучше, получилось, как всегда..."
Театральный нафталин
В Театре Сатиры не была года три, обжегшись на разного рода постановках, понапрасну "съевших мои вечера". Узнав, что в театре возродили пьесу Андрея Смирнова «Родненькие мои» (уважаемого, всем известного кинорежиссера, автора фильма «Белорусский вокзал»), решила пойти.
У входа в театр – толпа, даже билеты лишние спрашивают. Я порадовалась. Это так здорово, когда люди хотят попасть в театр, давно я не видела, чтоб на улице билеты спрашивали. Вот что такое всесоюзная слава одного из самых популярных театров: все приезжие до сих пор считают своим долгом попасть в театр Сатиры и Ленком, хотя театры эти изменились сильно.
Спектакль «Родненькие мои» шел на «Чердаке» - это малая сцена на четвертом этаже, а в большом зале показывали «Средства от наследства» с Федором Добронравовым, вот туда-то и спрашивали лишний билетик.
На малой сцене тоже был аншлаг. Дожидаясь начала, некоторые неискушенные и нетерпеливые зрители начали хлопать, как на концерте. Активная женщина в последнем ряду громко суетилась и командовала: «Давайте все вместе похлопаем посильней, чтоб быстрей начинали…». Я почувствовала себя на детском утреннике. Оформление сцены, кстати, ничем не отличалось от детсадовских спектаклей восьмидесятых гг. Плоский картонный макет одноэтажного домика не предвещал ничего хорошего.
Когда к зрителям из-за картонки вышел полный мужчина с натуральным пивным животиком и, повернувшись к дому передом, к залу задом, констатировал: «Не сгорел! Уже хорошо!», - в зале довольно откомментировали: «На дачу, видать, приехал, хорошо, что дача не сгорела…». Герой «зашел» в дом и доложил оттуда публике: «Вроде и не обокрали!». Народ понимающе закивал, зашелестел: "Да-да, это все очень жизненно...". Затем мужчина принялся вводить зрителей в курс дела: у кого из его знакомых сегодня день рождения, про соседей, кто там кем кому приходится и т. д.
Пока собирались "гости" – люди, так сказать, из народа, только не такие живые и яркие индивидуальности, как у Василия Шукшина или Владимира Гуркина ("Любовь и голуби"), а этакие картонные «дурилки», и с каждой минутой становилось неловко за пьесу Андрея Смирнова и постановку режиссера Андрея Зенина. Все выходящие на сцену актеры активно жестикулировали и «хлопотали лицом». Публика сидела, словно у экрана большого телевизора. Все знакомо.
Минут на десять растянулась сцена аперитива, то есть, распития водки до начала застолья. Стол с напитками и закусками являлся главным героем вечера. Вот он - неустаревающий юмор, почти всегда безопасный (времена сухого закона давно прошли) и такой узнаваемый, такой родной. Мужская «троица» так долго подносила стаканы ко рту, что некоторые зрители в зале начали нервно сглатывать.
Разговоры за столом, примитивный сюжет, безликое действие и демонстративно-нарочитые отношения между персонажами сильно напоминали знаковую когда-то передачу «За стеклом» или «Дом-2» с той только разницей, что «за стекло» попала довольно разновозрастная компания.
Актеров, исполняющих "родненьких", называть не стану, они не виноваты, играют, что велит режиссер.
Самое грустное во всем этом, что наивная публика, одурманенная телевизионным дурновкусием, этот театральный «аншлаг» с удовольствием "хавала".
Зато на сайте театра Сатиры я с удивлением прочитала:
- «Спектакль «Родненькие мои» в Москве идет с большим успехом. Билеты на спектакль «Родненькие мои» - это отличный подарок для всех театралов. Купите на спектакль «Родненькие мои» билеты и приходите на встречу с замечательной комедией…».
Пьеса, написанная и поставленная тридцать лет назад, для чего-то была вытащена из сундука и предъявлена зрителем во всем своем нафталине, для чего-то это было нужно...
Простите меня, мой дорогой и любимый Александр Анатольевич Ширвиндт, возможно, вы не ведаете, что у вас творится, но я понимаю, почему критики стараются обходить Театр Сатиры стороной. А еще я полагаю, что в ваш театр меня больше не пустят, зато могу честно предупредить серьезных театралов, что этот спектакль не станет для них большим откровением, хотя...есть еще масса поклонников подобных зрелищ, например, почитателей концертов Евгения Петросяна, из вечера в вечер заполняющие залы, но они, к счастью, не читают мой журнал.
фотографии взяты с официального сайта Театра Сатиры
статья написана 27.03.15
спектакль "Родненькие мои" Театр Сатиры, отзыв, рецензия на спектакль