Кеды – не обувь, а характер человека, их выбирающего – человека независимого и неподдающегося. В советское время был такой фильм «Неподдающиеся». Кеды тогда были приметой романтиков, едущих «за туманом, за туманом…» -  студентов, с энтузиазмом  отправляющихся на комсомольские стройки или туристов с гитарами. В годы перестройки  по старым растоптанным кедам узнавали бичей (бич - бывший интеллигентный человек), разливающих на троих по подъездам дешевую бормотуху. К концу второго тысячелетия  кеды канули в прошлое, уступив место более удобным и современным  кроссовкам, но мода двадцать первого века, иронично подмигнув, кеды воротила и преобразила так, что не узнать. Молодежь щеголяет в таких навороченных экземплярах, что в них с трудом узнаешь первоначальные  очертания. И романтикам они - уже не по карману.

Герой спектакля Владимира Панкова «Кеды» Гриша (Павел и Данила Россомахины) по пьесе Любы Стрижак всю дорогу пытается купить модные кеды, но ему постоянно кто-то и что-то мешает: то родители, то друзья, плюс вечное отсутствие собственных денег.

Действие разворачивается посреди зрительного зала. Актеры Владимира Панкова давно привыкли не прятаться  за декорациями:  все происходит именно здесь и именно сейчас. И без декораций можно легко переместиться из квартиры героя в офис друга, в бар или цветной мир обкуренного сознания. Дискомфорт главного героя отражается в музыкальном сопровождении, которое в ЦДР всегда является важнейшей составляющей спектакля, усиливающей эмоциональное воздействие. Артисты и музыканты у Панкова всегда неразделимы и растворены друг в друге и в спектакле.

Как жить, молодой герой не знает, зато он точно знает, как не хочет,  слегка перефразируя восточную мудрость Омара Хайяма своим родителям (Светлана Кочеткова и Григорий Данцигер): «Лучше ничего не есть, чем есть, что попало, и лучше ни с кем не жить, чем жить, с кем попало…». Грише не нужны мамины котлеты и подаренная  отчимом бейсболка: «Мне надо кеды купить! Кеды купить! Кеды…».

 

Протестуя против чужого жизненного опыта, молодые надолго задерживаются в переходном возрасте, томясь одиночеством, и  соцсети им не помогают.

«Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим, - кто был ничем, тот станет всем…», - бодро пели деды и прадеды нынешних двадцатилетних. «Мы не хотим ничего строить и разрушать, только не трогайте нас…», - вяло бормочут внуки. Как колобки, они стремятся быстрей укатиться от бабушки и дедушки, от политики и споров, от внешних проблем и сложных отношений…туда, где музыка и кайф, где можно не думать ни о чем.…  Отмахиваясь от назиданий, они все отрицают, задергивая за собой шторы, иногда наркотические.

Гришина любовь Катя (Анастасия Сычева) выходит замуж за Мишу (Алексей Лысенко), а бывшему любовнику дает отповедь: «В мужья выбирают за надежность, за то, что муж зарабатывает и можно платить за квартиру, а не переезжать без конца с места на место…». У  артистов-близнецов Россомахиных, играющих Гришу, переживания и страдания удваиваются, и любовь в глазах такая, «как сорок тысяч братьев любить не могут».

Гриша опасается будущего, боится быть таким, как все, не хочет становиться отцом: «Что я могу дать своему сыну?!».  «Смысл жизни – добиться чего-то, чтобы потом делать то, что хочешь, а я уже делаю, что хочу, выходит я познал смысл жизни…», - философствует Гриша.

Ребята бьются за личную свободу, не желая принять, что она заканчивается там, где начинается свобода других.  Им не комфортно, с ними не комфортно, но мятущуюся юность  жизнь сначала оглушает, потом помогает расставить свои приоритеты.  Финал невесел, но зрители уходят просветленные. Кто-то увидел себя, кто-то детей, всем есть о чем подумать, пока жизнь продолжается…

фотографии Михаила Гутермана

спектакль Кеды по пьесе Любы Стрижак, режиссер Владимир Панков, театр ЦДР, артисты: Светлана Кочеткова, Григорий Данцигер, Анастасия Сычева, Данила и Павел Россомахины, Алексей Лысенко, Сэсэг Хапсасова, Анастасия Пронина, Наталья Лесниковская, Ксения Макарова, Любовь Томилова, Наталья Худякова, Яна Чекина, Николай Клименко, Ефим Колитинов, Дмитрий Костяев, Григорий Спиридонов, Виктор Маминов, Сергей Лебедев.