А Коля против…

Пьеса Сергея Давыдова «Коля против всех» - монолог взвинченного подростка, которого так достали, что он собственными руками отрезал (в буквальном смысле) путь к своей главной мечте. Монолог написан лихо (хотя есть и нестыковки) и поставлен здорово, так что прощаешь досадные мелочи. Молодой режиссер Юлиана Лайкова превратила монолог в  полноценное действо с колоритными персонажами, вышедшими на сцену прямо из Колиных воспоминаний. Повзрослевший  Коля (Виктор Маминов) вспоминает и рассказывает, а пацан (Олег Леонтьев), молча,  действует, и оба они – замечательные, живые, настоящие. За обоих переживаешь, а это, в общем-то, главное, ради чего люди ходят в театр. Эмоций на этом спектакле  – полный спектр: успеваешь смеяться, ужасаться, грустить, задумываться, напрягаться, восхищаться, любить и ненавидеть. Коля, как любой подросток, категоричен в суждениях, но зритель целиком на его стороне и тоже «против всех», за малым исключением.

Юлиана Лайкова, артисты ЦДР, художники по гриму, костюмам, звуку и свету изобразили незабываемую колоритную картину Колиного детства. В трагикомических эпизодах  из  школьной жизни каждый зритель непременно увидит себя или знакомых. Одноклассники Коли (Иван Гребенщиков, Александр Занин) и учителя (Юлия Учиткина, Любовь Томилова, Юрий Оборотов) – карикатурны и узнаваемы.  Их  «крысиные рожи» (по определению Коли)  и отвратительные голоса (браво, звукорежиссеры) станут яркой иллюстрацией того, почему Коля оказывается против всех.

Коля Мельников держится особняком, отстаивая свою индивидуальность, и у школы, стремящейся подогнать всех учеников под единый стандарт, от него одни проблемы. Как же хочется, чтобы у них стало еще больше проблем. Коля жесток в своих суждениях, как, бывает, жестока неотлакированная правда. Коле сильно достается не только в школе, но и дома. Дома даже страшнее - бабушка – зомби (незабываемый образ создает Елена Соловьева), надвигающаяся на Колю с диким грохотом и заполняющая все пространство агрессивной любовью.  Это монструозное существо вливает в  тщедушного несчастного Колю отвратный суп, нечеловечески орет и ненавидит Колину маму. Вдобавок, «наступает на горло» любой «песне» банальной  присказкой: «Много хочешь, мало получишь…».

Остановить или заткнуть ее невозможно, можно только убить (такая мысль мелькнула не только у Коли, но и у меня тоже), но вдруг ее неожиданное откровение про собственное сиротское детство вызывает такую жалость, что в этот момент начинаешь понимать, почему  она выросла «монстром», так и не научившимся любить человеком. Коля бабушку, то ненавидит, то любит, и чувства эти глубоки и неоднозначны.

Все артисты мастерски обыгрывают своих героев. Смешные до ужаса и страшные до смешного -  учитель литературы (Юлия Учиткина), учитель музыки (Любовь Томилова), учитель физкультуры (Юрий Оборотов). У  каждого  - свой сольный выход, доставляющий публике  особую зрительскую радость.

Бедному Коле никуда от них не скрыться, остается лишь из последних сил бороться за выживание. Хорошо, что в его жизни существуют мама (Елена Лабутина) и одноклассница Ира (кукла и актриса Ами Амер), своей любовью  удерживающие мальчика от роковых шагов.

Мама, правда, постоянно в отъезде, но часто является Коле во сне с чудесным самолетиком в руках. Она – красивая и добрая, и верит, что Коля станет великим музыкантом, ведь «отыграть в десять лет «Музыкальные моменты» Рахманинова – многое обещает…». Наперекор бабушке, мама призывает Колю ставить перед собой только великие цели.

Иру в спектакле представляет чудесная кукла с нежным выразительным лицом (художник Юлиана Лайкова). Коля с  Ирой – «одной породы»: с третьего класса мечтали дружить со всеми, всех любить, но это оказывается невозможным. Злые учителя, бессердечные и тупые одноклассники, невежественная и неадекватная бабушка – куда бежать хрупким  незащищенным подросткам?  Разве что, к четырнадцатилетнему шизофренику Гарри (Алексей Лысенко), который учит Колю пить и курить, зато умеет слушать, как настоящий друг.  «И, если все шизофреники такие, пусть их будет, как можно больше», - говорит себе Коля.

Стильная черно-белая сценография (художник Юлиана Лайкова) и остроумные оригинальные костюмы (Хетаг Цаболов) усиливают  феерическое впечатление от спектакля.  Кажется, не так уж много задействовано предметов – пианино, стол и стулья (я не считаю выложенных на авансцену бытовых мелочей, которые видно только зрителям первых рядов), а глаза разбегаются: сколько придумано входов, заходов  и выходов, и как здорово выдержан темп. В зале полно молодежи, публика живо реагирует, ловит каждое слово, отмечает детали, разбирает психологические нюансы. 

На «Колю против всех» непременно нужно вести старших школьников – именно на таких спектаклях  они научатся любить Театр и сопереживать чужим судьбам.

 

фотографии предоставлены пресс-службой театра ЦДР

спектакль КОЛЯ ПРОТИВ ВСЕХ - Театр ЦДР, пьеса Сергея Давыдова
режиссер Юлиана Лайкова, артисты Виктор Маминов, Олег Леонтьев, Юлия Учиткина, Любовь Томилова, Юрий Оборотов, Елена Соловьева, Ами Амер, Елена Лабутина, Алексей Лысенко, художник Хетаг Цаболов

материал опубликован в декабрьском журнале "Театральный мир"

"КОЛЯ ПРОТИВ ВСЕХ"

Премьера режиссера Юлианы Лайковой - 5 НОЯБРЯ
 
Коля – одаренный парень, музыкант, дерзкий и непохожий на сверстников, но очень одинокий. Единственный близкий человек, мама, в его жизни появляется крайне редко. Зато люди, вызывающие лишь его язвительные насмешки, окружают ежедневно. Как свойственно подростку, он ненавидит весь мир: агрессивных одноклассников, лицемерных учителей и домашнего тирана – бабушку. Коля не из робкого десятка и готов дать сдачи. Его надежды как начинающего пианиста помогают противостоять среде, строить планы на будущее и идти к мечте вопреки безрадостной действительности. Злость и отчаяние максималистского бунта в спектакле найдут выражение в музыке, которая становится ключом к пониманию внутреннего мира главного героя.
Центр драматургии и режиссуры совместно с Союзом театральных деятелей РФ представляют спектакль режиссера Юлианы Лайковой – участницы первой музыкально-композиторской лаборатории ЦДР «Акустическая читка». Возможность выпустить самостоятельную работу была дана Юлиане по итогам финальных показов лаборатории. Композитором проекта станет Кирилл Архипов, также принимавший участие в лаборатории «Акустическая читка».

Площадка: Сокол
Автор: Сергей Давыдов
Режиссер: Юлиана Лайкова
Художник-постановщик: Юлиана Лайкова
Композитор: Кирилл Архипов
Художник по костюмам: Хетаг Цаболов
Режиссер по пластике: Мария Сиукаева
Видеохудожник: Эндрю Фрибург
Художник по свету: Анна Короткова
Исполнители: Ами АмерЕлена Лабутина, Елена Соловьева, Любовь Томилова, Юлия УчиткинаИван Гребенщиков, Александр Занин, Алексей Лысенко, Олег Леонтьев, Виктор Маминов, Юрий Оборотов.
Продолжительность: 1 час 25 минут без антракта.

16+

 

"Фабричная девчонка"

 Премьера спектакля Владимира Панкова по пьесе Александра Володина


Пьеса "Фабричная девчонка" была написана Александром Володиным в далеком 1956 году, но центральные для нее темы свободы и цены, которую приходится заплатить за это право, сегодня не теряют своей актуальности. В скромной комнате фабричного общежития сталкиваются между собой несхожие взгляды на жизнь и разные судьбы. Каждая из девчонок мечтает о любви и ищет личного счастья, но не всем удается сохранить себя в условиях привычной социальной несправедливости.

В эту ностальгическую историю знакомыми лейтмотивами вплетаются песня Михаила Танича и Яна Френкеля "Текстильный городок" и другие советские мелодии, по-новому зазвучавшие в жанре саундрамы. В пространстве спектакля встретятся несколько поколений артистов: студенты четвертого курса мастерской Владимира Панкова, мастера сцены: Татьяна Владимирова, Анна Гуляренко, Андрей Заводюк, Дмитрий Мухамадеев, а также музыканты ЦДР и студии SounDrama.

Владимир Панков: «История, рассказанная в пьесе Володина, оказалась очень близка и совершенно понятна моим студентам, которым 19-20 лет. Одни лозунги сменяются другими, но природа человека остается неизменной. Для меня важна преемственность поколений. Именно поэтому вместе со студентами работают взрослые заслуженные артисты, молодежь должна перенимать опыт старшего поколения, так же, как и мы должны перенимать опыт из прошлого нашей страны».
 
Смотрите - 15 и 16 ноября (19.00) -  в ЦДР на Соколе.
 

15 ноября 19:00

Купить билет

Антон Павлович Чехов довольно иронически относился к женщинам, постоянно ожидая от них подвоха. Шуточная драма «Медведь» - не исключение. Для Чехова женская особь всегда таила в себе противоречие, говоря одно, подразумевая другое, чувствуя третье.

Режиссер Владимир Панков к женщинам относится гораздо благожелательней, потому Елена Яковлева в образе милой вдовушки, как и ее поющая душа (Надежда Мейер) – очаровательны и вполне себе логичны, в отличие от вторгнувшихся в женское гнездышко мужчин с их медвежьей грацией.

Герой Александра Феклистова, жестко требующий от женщины в скорбном трауре  срочного возвращения мужниного долга, ведет себя изначально непорядочно. Найдя слабое место, применяет нахрапистость, хотя до этого грубого визита везде получил отказ (от более сильных мужчин).  В лохматой шубе с рычащим голосом он реально похож на медведя. 

Его поющее альтер-эго (Петр Маркин) своим прекрасным басом может выразить все, что угодно – от негодования до воркования,  так что мужская пара главных героев складывается весьма колоритная.

Безутешная вдова в сопровождении дворни с фонарями и музыкальными инструментами, меланхолически напевая: «Я – не божественная роза, я – не сирень, я – нежная мимоза…», нарочито театрально декламирует любовь к покойнику.

Героиня Елены Яковлевой прилежно старается не выйти из роли скорбящей, вороша остывающие (как угли в забытом камине) чувства, которых изначально не могло быть. Маясь от тоски и безделья, она упрямо хранит верность мужу-изменщику: «Я навеки погребла себя в четырех  стенах и до самой могилы не сниму траура…».

Мужской портрет, прижатый к  груди и усердно омываемый вдовьими слезами, является  почтенной публике то Антоном Павловичем Чеховым, то Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко, что вообще - самое умилительное во всей этой истории. «Пусть все видят, как я люблю его!», - безутешно заламывает руки актриса в роли помещицы с хорошими актерскими задатками.

Режиссер безудержно веселит театралов, считывающих знакомые цитаты из «Трех сестер» и «Чайки». «Я знаю, как жить, только бы работать. В жаркую погоду так иногда хочется пить, как мне захотелось работать…», - смешно, как  эти слова проговаривают люди, не проработавшие в жизни ни дня.  «Медведь» Феклистова тоже хорош: «Двенадцать женщин бросил я, девять бросили меня, любил, страдал, любил, страдал…». - Стрелялся, проигрывал в карты состояние, всячески убивая время и скуку.

Прекрасен дуэт рассерженной вдовы и начинающего влюбляться помещика. Артисты Елена Яковлева и Александр Феклистов – известные мастера тонкой психологической игры, наблюдать за ними – отдельное удовольствие. В крошечном зрительном зале театра ЦДР на Соколе – всего несколько рядов, так что каждым нюансом можно наслаждаться во всех подробностях.

Огромное удовольствие подготовленной публике доставят оперные голоса  Надежды  Мейер и Петра Маркина (который, к тому же, вылитый Антон Павлович). Их сопрано и бас вторят Чеховским персонажам на итальянском, немецком и французском языках, возводя незатейливый шуточный водевиль к уровню  комической мини-оперы (продолжительность спектакля – менее полутора часов).

отзыв на спектакль "Медведь" в театре ЦДР, режиссер Владимир Панков, шутка Чехова, артисты: Елена Яковлева, Александр Феклистов, Надежда Мейер, Петр Маркин

фотографии Михаила Гутермана