В театре ЦДР состоялась премьера спектакля по пьесе одного из самых популярных драматургов современности Мартина Макдонаха. «Однорукий из Спокана» - западный трагифарс, пронизанный черным юмором, благодаря переводу Павла Руднева пришелся  российской сцене как родной. В ЦДР блистательно  отыгрывают детективный сюжет о безумном маньяке с полным чемоданом  отрезанных рук.  И, хотя здесь все не так ужасно, как в известной истории про «Суинни Тода», который  из мести «замочил»  полгорода, но иногда черный  юмор зашкаливает и становится не по себе. 

 

За холодной сдержанностью главного героя таится что-то страшное, о чем мы узнаем по ходу спектакля. Хмурый Кармайкл (Андрей Заводюк) непоколебим и жесток почти до финала, а потом в нем происходят некие перемены, которые замечательно и тонко отыгрывает Андрей Заводюк. А как поют и двигаются все артисты и стажеры в спектакле  Владимира Панкова, как  «лабает» SounDrama,  как умело срежиссирован  настоящий полнокровный мюзикл!

  

И замечательная сценография (художник-постановщик Максим Обрезков) и чудесное музыкальное оформление - сочетание  ирландского фольклора и церковной афро-американской музыки, все это гипнотизирует и расслабляет. Существует искусство, которое  «не про тебя», и большую часть  спектакля можно не впадать в  рефлексию, а просто любоваться диковинным зрелищем и даже веселиться.  

На  спектакле «Однорукий из Спокана» публика  смеется с первого  появления в сверкающем номере американского отеля Гигантской  панды (Александр Занин). Развалившись на кровати, она, то есть, он, не спеша, вводит зрителей в курс дела, как бы проговаривая текст от автора. Рядом лежит мягкая игрушка - панда Паша (привет Павлу Рудневу – переводчику пьесы). Панда – один из главных героев: его добродушное спокойствие, невозмутимость и чрезвычайно выразительное живое лицо, выглядывающее из громоздкой шубы, очень украшают спектакль. 

Смех стихает, когда на сцену выходит однорукий человек. Кармайкл (Андрей Заводюк) постепенно превращает уютную комнату в страшное место.  В детстве его покалечили хулиганы, с тех пор, обиженный на собственную мать и на весь мир, он взял свою несчастную судьбу в единственную руку и посвятил жизнь мести, решив любой ценой вернуть себе своё. 

К «однорукому из Спокана» попадает в «лапу» пара провинциальных жуликов -  розоволосая Мэрилин (Александра Бортич) и ее негритянский дружок Тоби (Алексей Лысенко). Они  наивно пытаются обхитрить однорукого, чтобы «срубить» немного денег.  Кармайкл холодно и жестоко наказывает их.  На протяжении действия несколько раз меняются роли участников и отношение к ним зрителей.  То жаль одного, то другого, то… не жаль никого.

 В событиях злосчастного дня непосредственное участие принимает  портье Мэрвин (Павел Акимкин) – самый музыкальный, пластичный и загадочный персонаж в спектакле.

Мэрвин играет очень важную роль, то положительную, то отрицательную. Наблюдать за всем этим безумно интересно.

       

Действие украшают обаятельнейшие  стажеры, точнее, стажерки, составляющие изысканную хоровую группу горничных.

Девчонки прекрасно владеют своими голосами и вниманием зрителей, заставляя последних  совершенно забывать, где они находятся: на Соколе или Бродвее, тем более, что на сцене периодически присутствует  темнокожий «сектант из Уйеко» (Кристо Федянин) и со всех сторон слышится хороший английский язык.

Андрей Заводюк убийственно спокоен в роли маньяка. Совершенно не хлопоча лицом, он мужественно отыгрывает историю своего героя с искалеченной судьбой. К финалу  черная комедия светлеет: у главного героя наступает прозрение и прекращается жажда мести.

   

Неторопливо разворачивающееся действие постепенно раскаляется и не отпускает… почти до конца. Почти. Вот это - «почти» очень жаль:  был бы спектакль короче минут на двадцать, а лучше – тридцать, новую постановку театра ЦДР  можно было бы смело назвать лучшей премьерой сезона!  

Если режиссер как-то сможет наступить на горло собственной песне и ужать свое детище, то спектакль станет настоящим ХИТом (по словарю: хит - нечто, имеющее бешеный успех).

 Черный юмор в оркестровом сопровождении – новый театральный стиль Панкова. Сравнить пока не с чем, и это прекрасно!

фотографии Романа Астахова