Антон Павлович Чехов довольно иронически относился к женщинам, постоянно ожидая от них подвоха. Шуточная драма «Медведь» - не исключение. Для Чехова женская особь всегда таила в себе противоречие, говоря одно, подразумевая другое, чувствуя третье.

Режиссер Владимир Панков к женщинам относится гораздо благожелательней, потому Елена Яковлева в образе милой вдовушки, как и ее поющая душа (Надежда Мейер) – очаровательны и вполне себе логичны, в отличие от вторгнувшихся в женское гнездышко мужчин с их медвежьей грацией.

Герой Александра Феклистова, жестко требующий от женщины в скорбном трауре  срочного возвращения мужниного долга, ведет себя изначально непорядочно. Найдя слабое место, применяет нахрапистость, хотя до этого грубого визита везде получил отказ (от более сильных мужчин).  В лохматой шубе с рычащим голосом он реально похож на медведя. 

Его поющее альтер-эго (Петр Маркин) своим прекрасным басом может выразить все, что угодно – от негодования до воркования,  так что мужская пара главных героев складывается весьма колоритная.

Безутешная вдова в сопровождении дворни с фонарями и музыкальными инструментами, меланхолически напевая: «Я – не божественная роза, я – не сирень, я – нежная мимоза…», нарочито театрально декламирует любовь к покойнику.

Героиня Елены Яковлевой прилежно старается не выйти из роли скорбящей, вороша остывающие (как угли в забытом камине) чувства, которых изначально не могло быть. Маясь от тоски и безделья, она упрямо хранит верность мужу-изменщику: «Я навеки погребла себя в четырех  стенах и до самой могилы не сниму траура…».

Мужской портрет, прижатый к  груди и усердно омываемый вдовьими слезами, является  почтенной публике то Антоном Павловичем Чеховым, то Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко, что вообще - самое умилительное во всей этой истории. «Пусть все видят, как я люблю его!», - безутешно заламывает руки актриса в роли помещицы с хорошими актерскими задатками.

Режиссер безудержно веселит театралов, считывающих знакомые цитаты из «Трех сестер» и «Чайки». «Я знаю, как жить, только бы работать. В жаркую погоду так иногда хочется пить, как мне захотелось работать…», - смешно, как  эти слова проговаривают люди, не проработавшие в жизни ни дня.  «Медведь» Феклистова тоже хорош: «Двенадцать женщин бросил я, девять бросили меня, любил, страдал, любил, страдал…». - Стрелялся, проигрывал в карты состояние, всячески убивая время и скуку.

Прекрасен дуэт рассерженной вдовы и начинающего влюбляться помещика. Артисты Елена Яковлева и Александр Феклистов – известные мастера тонкой психологической игры, наблюдать за ними – отдельное удовольствие. В крошечном зрительном зале театра ЦДР на Соколе – всего несколько рядов, так что каждым нюансом можно наслаждаться во всех подробностях.

Огромное удовольствие подготовленной публике доставят оперные голоса  Надежды  Мейер и Петра Маркина (который, к тому же, вылитый Антон Павлович). Их сопрано и бас вторят Чеховским персонажам на итальянском, немецком и французском языках, возводя незатейливый шуточный водевиль к уровню  комической мини-оперы (продолжительность спектакля – менее полутора часов).

отзыв на спектакль "Медведь" в театре ЦДР, режиссер Владимир Панков, шутка Чехова, артисты: Елена Яковлева, Александр Феклистов, Надежда Мейер, Петр Маркин

фотографии Михаила Гутермана