"ТЕАТРАЛЬНОЕ БРАТСТВО"

 В июне 2018 года в Новороссийске прошел XVI Фестиваль театров малых городов России. В городе-герое, приветливо встретившем участников солнцем, морем и улыбками, собралось шестнадцать лучших театральных коллективов со всей страны. В конкурсной программе участвовали спектакли театров из Нижнего Тагила и Набережных Челнов, Вольска и Серова, Мичуринска и Кинешмы, Лесосибирска , Тильзита и других малых российских городов.

Художественный руководитель Театра Наций, народный артист России Евгений Миронов, художественный руководитель Фестиваля, не раз подчеркивал, что «обширная география фестиваля влияет на децентрализацию и депровинциализацию страны, дает возможность провинциальным театрам развиваться»: «Очень много заявок присылается нашим экспертам, они все просматривают и отбирают лучшие спектакли. Малых городов в России – 788 в 85 регионах страны.

С 2002-го года на фестиваль были приглашены 183 спектакля из пятидесяти восьми малых городов. Участвовало в наших фестивалях более четырех тысяч человек, количество зрителей превысило восемьдесят пять тысяч». Фестиваль является лишь частью Программы поддержки, но самой заметной и глобальной. В приветственном слове на открытии XVI Фестиваля театров малых городов России мэр Новороссийска Игорь Дяченко отметил, что впервые в истории города-героя проходит культурное событие такого уровня и масштаба: «Фестиваль – настоящий праздник для всего нашего города. Такого театрального бомонда у нас еще не было».

Мэр поблагодарил губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева и Новороссийский Городской Драматический театр за участие. Незаменимую помощь фестивалю оказал депутат Госдумы РФ Иван Иванович Демченко. Роман Должанский, заместитель художественного руководителя Театра Наций, на пресс-конференции по случаю открытия фестиваля отметил: «Важна цель: создание театрального сообщества. Для многих театров наша Программа стала своеобразным социальным лифтом. Еще десять лет назад невозможно было представить такое количество региональных театров в программе «Золотой маски»! Сегодня театры малых городов – серьезные игроки и победители; расстояние до центра уже не является определяющим». В программе фестиваля обязательно присутствуют две части: конкурсная и внеконкурсная. Пятьсот участников фестиваля провели в Новороссийске яркую и насыщенную неделю, не только волнуясь за собственные спектакли и болея за коллег по театральному цеху, но и получая новые профессиональные знания, расширяя кругозор. Организаторами фестиваля, в числе которых были куратор Федеральной программы по поддержке театров малых городов России Елена Носова и Олег Лоевский, арт-Директор Фестиваля, сформирована обширная профессионально-образовательная программа, экскурсии и показы художественных и документальных фильмов. На пяти культурных площадках Новороссийска опытные театральные педагоги давали мастер-классы, проводили тренинги и индивидуальные консультации. «Речевыми скоростями» с артистами занимался педагог по сценической речи, актер и режиссер Егор Архипов (Санкт-Петербург, СПбГАТИ). «Воспитание телесного аппарата актёра для приобретения навыков быстрого освоения различных технологий и прикладных дисциплин» объяснял участникам педагог по сценическому движению Театрального института им. Бориса Щукина Батраз Засеев (Москва).

«Голос. Перезагрузка. От вздоха к действию» – тема мастер-классов преподавателя кафедры по сценической речи и телеведущей Татьяны Савиной (Москва).

«Мыслеобраз - форма» – по своей авторской системе занималась с артистами хореограф и педагог Школы-Студии МХАТ Ирина Галушкина. Для руководителей и технических служб театров-участников читали лекции и вели семинары известные деятели театра и культуры. Декан факультета журналистики МГУ имени Ломоносова Елена Вартанова (Москва) провела семинар на тему: «Человек медийный в эпоху гибридной реальности».

Георгий Молодцов (Москва) – режиссер, продюсер, куратор проекта Russian VR Seasons – продемонстрировал участникам фестиваля разные возможности использования технологий виртуальной реальности и сферического видео.

Новой информацией «О медийной реальности и продвижении театров в цифровой среде» поделился зам. директора по технологическим вопросам Студии «Шоу Консалтинг» Сергей Рылко (Санкт-Петербург). Подробности «паспортизации и сохранении спектакля» представила заведующая осветительным цехом Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Полина Филиппова. После каждого семинара продолжалось активное общение: коллеги по театральному делу делились собственным опытом и проблемами, обменивались полезными контактами. На фестивале, как нигде, видна сплоченность театрального сообщества. У каждого региона, каждого города – свои особенности, но театрам малых городов очень важно находиться в едином культурном пространстве.

Все они являются центрами в своих городах, поднимают общий уровень культуры провинциальной России. На церемонии закрытия фестиваля были объявлены лауреаты. Победителей конкурса определило компетентное жюри из ведущих театральных деятелей и критиков России и народной артистки РФ Ольги Остроумовой.

Председатель жюри, народный артист РФ Игорь Скляр отметил, что работать членам жюри было не сложно, хотя «драки» бывали. «Дело сделано, ничего исправить нельзя», – как сказал лондонский палач, отрубив голову не тому, кому было нужно», – пошутил председатель. Гран-при «Лучший спектакль большой формы» завоевал Серовский театр драмы им. А.П. Чехова за спектакль «Смерть Тарелкина» в постановке режиссера Павла Зобнина.

Режиссер настолько приблизил сатирический текст Сухово-Кобылина, написанный полторы сотни лет назад, что, кажется, наряду со зрителями в зале присутствовал и сам драматург, посмеиваясь со всеми. Главный герой пьесы – мелкий чиновник Тарелкин, сымитировавший собственную смерть, пытаясь избавиться от должников, попадает в непредвиденные абсурдные ситуации.

                                                                                

Режиссеру Павлу Зобнину удалось и высмеять вечную коррупцию чиновников и полиции, и устрашить перспективой: в финале стражи порядка с нашивками на куртках «Законъ» спустились в зал, выискивая фонариками «нежелательные элементы» в народе… «Смерть Тарелкина» буквально искрит остроумными придумками, многочисленными пародиями на современную действительность. Первое действие проходит среди огромных канализационных труб, пронизывающих неуютное пространство сцены, но здесь хотя бы есть возможность скрыться. Во втором – режиссер помещает всех героев в полицейский участок, из которого выхода уже нет: там царит знакомый беспредел и своеволие.

Спектакль остроумно придуман и мастерски воплощен артистами Серовского театра драмы им. А.П. Чехова. Артист Петр Незлученко за роль Расплюева даже получил персональный приз от народной артистки России Ольги Остроумовой.

Гран-при «Лучший спектакль малой формы» получил спектакль «Мертвые души» по мотивам поэмы Николая Гоголя Городского драматического театра «Поиск», Лесосибирск (Красноярский край).

Спектакль решен режиссером Олегом Липовецким легко и изящно, смотрится на одном дыхании. Если не знать, какая гигантская работа стоит за этой «вещицей», может показаться, что ты просто на актерском «капустнике». Действие спектакля закольцовано известным приемом: театр в театре, но как филигранно это сделано. Три артиста, войдя в «костюмерный цех», захламленный разнообразной одеждой, видят на столе забытый кем-то томик Гоголя и начинают примерять на себя «маски» всех персонажей «Мертвых душ».

И тут совершенно необязательны костюмные подробности: с помощью мелких деталей, без грима и прочих хитростей, лишь, сменив интонацию и пластику, актеры легко преображаются в жену Манилова или госпожу Коробочку. Драйва лесосибирским артистам не занимать: они не только в героев, но и в повозку, и в лошадей живо превращаются. Изобретательность и гротеск, юмор и точность попадания в образ, заданный и выдержанный бешеный темп совершенно пленили фестивальную публику.

В финале артисты, выйдя из образов, хитро улыбнувшись, предложили залу выкупить за сто рублей те самые «Мертвые души». Начался бойкий аукцион, точку на котором поставила народная артистка России Ольга Остроумова, к всеобщему удовольствию передав артистам лесосибирского театра «Поиск» за потрепанную книжицу в мягкой обложке две тысячи рублей. Эти два спектакля-победителя, по традиции, представят Фестиваль в Москве на сцене Театра Наций. Председатель жюри Игорь Скляр признался в последний день фестиваля: «Я творчески и человечески удивлен: сколько талантливых и ярких театров беззаветно несут настоящее искусство зрителям своих малых городов. Радостно за российский театр. Мне очень приятно было работать с нашим жюри, интересно было присутствовать на обсуждении спектаклей. Для меня самого безусловный фаворит фестиваля – «Вино из одуванчиков» замечательного режиссера Дамира Салимзянова. Это касается и целостности спектакля, выбора драматургического материала, и исполнительского мастерства, я уже внутренне настраиваюсь, как бы Салимзянова заполучить для себя, чтобы поработать. Я бываю в театре, но я давно не видел такого драйва, пожалуй, с тех замечательных студенческих времен, когда ощущаешь всей душой, что театр живой…». Артист Игорь Скляр наградил от себя лично артиста Игоря Павлова, исполнителя роли Тома, брата Дугласа. Ассоциация театральных критиков назвала лучшим спектакль «Вино из одуванчиков» театра «Парафраз» из города Глазова по повести Рэя Бредбери – с формулировкой «За свободу театрального мышления».

Режиссер Дамир Салимзянов, являющийся художественным руководителем Глазовского театра, покорил жюри и как исполнитель главной роли в собственном спектакле. Ему вручен диплом фестиваля «Лучшая мужская роль». Повесть «Вино из одуванчиков» знаменитого американского писателя-фантаста Рэя Брэдберри – частично автобиографична и наполнена личными воспоминаниями и переживаниями. Про детский эгоизм и бесчувственность, про запоздалую мудрость стариков, про лето и про жизнь, про дружбу, любовь и смерть. Как остановить время? Ведь лето, как и жизнь, так быстро проходит… Хотя главные герои спектакля – дети, сделан он, конечно, для взрослых, поэтому на афише спектакля «Вино из одуванчиков» стоит ограничение 16+. Дети чаще взрослее стариков, которые возвращаются в детство. Глазовские возрастные артисты играют детей без всякого сюсюкания, что смотрелось бы нелепо, а тонко, иронично и трогательно. Молодые же артисты, наоборот, представляют стариков. Серьезные философские мысли озвучивают «дети», и часто звучит авторская ремарка: «В девять лет так не говорят, но так чувствуют…»

История одного короткого лета: «Вино из одуванчиков. Сами эти слова – точно лето на языке. Вино из одуванчиков — пойманное и закупоренное в бутылке лето». Спектакль идет в сопровождении прекрасного трио музыкантов: фортепиано, труба и виолончель. Приз «За лучшую женскую роль» разделили две актрисы – Александра Комлева и Анна Дунаева, сыгравшие роли Анны и Марии в спектакле режиссера Дениса Хусниярова «Карл и Анна» – театр «Мастеровые» (Набережные Челны). Серьезное глубокое размышление о том, что война крушит мир не только материальный. Это драма о человеческих душах, из которых войну уже ничем не вытравить, о любви и верности, о разрушенных семьях, о том, что такое предательство, и кто имеет на него право.

Денис Хуснияров – здесь не только режиссер, но и автор инсценировки. Не впервые он представляет на фестивале театров малых городов драму, но, кажется, никогда еще так многозвучно и надрывно у него не звучал психологический «квартет солистов». Невозможно отвести взгляд от лиц артистов, на которых постоянно меняется сложная гамма чувств. Художник Елена Сорочайкина придумала для сцены опрокинутый неудобный мир. Деревянный настил выложен под крутым углом, его разрезает пропасть, через которую героям приходится прыгать. Напряжение действия передается отлично выстроенной пластикой: соскальзыванием, карабканием, бесконечными падениями и взлетом… Специальный приз жюри «Надежда» на фестивале был присужден Рустему Зиннурову за роль Иблиса в спектакле «Иблис» («Дьявол»), режиссёр Сергей Потапов – Мензелинский государственный татарский драматический театр имени С. Амутбаева (Республика Татарстан). Специальный приз жюри «За верность русской провинциальной сцене» вручили актрисе драматического театра города Вольска (Саратовская область) Римме Беляковой за роль Мод в спектакле «Гарольд и Мод» режиссера Олега Загуменнова. Специальный приз «За лучший актерский дуэт» от главы города Новороссийска Игоря Дяченко увезли с собой в Тильзит-театр актрисы Ирина Несмиянова и Полина Козловская, сыгравшие жену и дочь городничего в спектакле «Ревизор» режиссера Артема Терёхина.

    

Специальный диплом жюри получил Новороссийский драматический театр им.В.П.Амербекяна за партнерство с Государственным Театром Наций в проведении XVI ФТМГР 2018. Все театры и спектакли, не получившие призов, все равно увезут в свои города почетное лауреатство XVI Фестиваля театров малых городов России, ведь попасть в число его участников довольно непросто. Зрительный зал Новороссийского драматического театра во время фестиваля всегда был полон. Фестивальная афиша привлекала разнообразием жанров и драматургии.

Публика живо реагировала на спектакль «Снегурочка» Кинешемского драматического театра им. А.Н. Островского, в которой было много музыки и песен в знакомой стилистике 60-х годов. Сказочная пьеса великого классика помолодела ровно на век.

     

В постановке Александра Огарева - все примечательные атрибуты парка культуры и отдыха с катком, часами, радиорупором, тележкой с мороженым. Костюмы - соответствующие. Формат музыкальной поэмы о горячем желании любить позволяет артистам полностью раскрыть свой потенциал. В подобном жанре, как в оперетте, допускается любой наигрыш, лишь бы был хороший вокал и профессиональная пластика. Одна из лучших сцен спектакля - "А снег идёт", в которой звучит знаменитая песня Майи Кристалинской: в ней задействована почти вся труппа, и каждый участник, включая техслужбы театра, точно знает, что делать.

Хорошо принимала новую версию пьесы Чехова «Три сестры» режиссера Гульнары Галавинской, которую представил Мичуринский театр.

Зрители искренне сочувствовали трем молодым, блестяще образованным девушкам, увезенным из любимой Москвы по семейным обстоятельствам и вынужденным вот уже несколько лет скучать в маленьком городке. В доме Прозоровых поют романсы, залихватски танцуют и отчаянно пытаются любить и быть любимыми. Подвижные декорации – легко двигающиеся огромные рамы под роскошной люстрой – обрамляют каждую сцену.                  Артисты Мичуринского театра покорили публику хорошими профессиональными данными и удивительно четкой, практически, как в Малом театре, дикцией.

Интересный и важный спектакль «Случай на станции Кочетовка» по рассказу Александра Солженицына (результат проведенной Театром Наций в Нижнем Тагиле Лаборатории) показал на фестивале Нижнетагильский драматический театр им. Д.Н.Мамина-Сибиряка.

И в Нижнем Тагиле на Лаборатории, и в Новороссийске после спектакля состоялось бурное обсуждение. Критики отметили несколько ярких актерских работ, а зрители – пронзительность и правдивость рассказанной истории. Московский режиссер Вячеслав Тыщук разместил героев рассказа на сцене театра, дав зрителям возможность побывать по другую сторону занавеса, максимально приблизив их к этой непростой человеческой истории.

Фестивальная неделя пролетела быстро. «Конкурс – конкурсом, но фестивальные дни прежде всего запоминаются не соперничеством, а атмосферой взаимного интереса и внимания, возможностью обменяться мыслями, впечатлениями и эмоциями, усовершенствовать свой профессиональный уровень, завязать новые творческие и человеческие связи…» – отметил народный артист России Евгений Миронов.

Гостеприимный Новороссийск провожал гостей, волонтеры и местные жители грустили: им будет не хватать этой пестрой и яркой театральной публики. Но Фестиваль обязательно будет в следующем году в том из чудесных российских городов, где существует театр.

Фото: Лариса Каневская

материал опубликован в журнале "Театральный мир" № 8-9 2018 г.

https://www.facebook.com/media/set/?set=a.1843888908991970&type=1&l=fd9daa8844