УГОЛОК ЖИВОГО ЗРИТЕЛЯ
ЛЕЧЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА, или история о терапевтическом эффекте спектакля Открытой лаборатории исполнительских искусств Константина Мишина « В поисках Джулии»
Вот, что я вам скажу, как зритель зрителям: хороший спектакль лечит! Да-да. Как аспирин или ношпа. Причем, лечит он не только актеров, которые вышли на сцену – это-то известный факт, что они и со сломанной ногой могут доиграть и - с температурой под сорок. И пойти домой здоровехеньки. Но их-то лечит любой спектакль, потому что он – любимая работа. А нас зрителей – только хороший. Только! Тот, что понравился, от которого хочется летать, улыбаться и всем рассказывать: непременно, непременно тоже сходите !
Именно этот трюк и случился со мной на спектакле Константина Мишина «В поисках Джулии», который идет в театре «Школа драматического искусства». ( непременно, непременно тоже сходите! ). Спектакль – не премьера, просто мне было интересно посмотреть еще одну работу режиссера Мишина, который меня однажды уже поразил. Была , правда, одна неприятность - я пришла в театр с температурой , а еще сильно болела голова. Поэтому, когда выяснилось, что зал – это шекспировский театр «Глобус», и смотреть надо еще и вниз, я совсем загрустила…
И тут началось!
Что это было ? Как им удалось? Это был не спектакль, а вихрь. Чудесное, невероятное, совершенно необычное соединение красок, движений и слов под божественную музыку….Красные розы на фоне красного платья, белый галстук - на белом костюме, синий шарф – на синем фоне синего бархата. Итальянский режиссер Антониони именно это называл стилем, а вот « черное на белом» для него было просто красиво. Художник-постановщик Ольга Васильева, мне кажется, в этом с итальянским маэстро совпала абсолютно. Но стиль спектаклю придавало не только оформление, его задавала хореография, придуманная режиссером и – конечно же, великолепная игра актеров. Прежде всего, Ирины Гонто, которая исполняет роль Джулии Лэмберт – главной героини романа Сомерсета Моэма «Театр». Как это, наверное, трудно по-своему прочесть, поставить и сыграть произведение, зачитанное до дыр, знакомое еще со школы, но такое глубокое, интересное, динамичное, что не ставить и не играть – тоже грех. Ирина Гонто сделала инсценировку романа Моэма. О чем она ? Вот как об этом говорит сама Ирина : «Джулия в первой части, где она вспоминает свою прошлую, утраченную любовь к Майклу ( его играет , и замечательно ,Игорь Лесов – Л.М), делает театр из личной жизни. Все, что у нее есть внутри, она выкладывает перед зрителем и делает из этого представление, такой театр в театре. Все свои личные интимные переживания выставляет как предмет игры, играет со своей душой. Она берет самое интимное и сокровенное и делает из этого театр. Это собственно то, чем актёр и занимается на протяжении всей своей творческой жизни. Как актёр заплачет, если не всколыхнет что-то в себе?
Роджер ее сын ( актер Дмитрий Репин – Л.М), напротив, упрекает Джулию в том, что она берет чужие переживания и переплавляет в свои. Это обоюдоострый меч: с одной стороны актриса выставляет свои личные переживания на публику, а с другой стороны она вбирает в себя переживания своих героинь и переплавляет их в собственные, насыщает ими свою подлинную, не театральную любовь. В чем сын упрекает Джулию? В том, что она неискренна.
А в конце концов во втором акте у нас вскрывается жестокая природа театра. Потому что Джулия из своей души вырывает настоящую любовь к Томасу Феннелу ( прекрасная театральная работа Ивана Орлова ,, Л.М), как если бы всё это личное уже перемололось в муку, в пыль. То есть она остается полая абсолютно, вновь готовая меняться, играть, освободившись от груза земных чувств.»
Это слова – настолько точное описание смысла того, что мы увидели на сцене, что к ним мало , что можно добавить. Только то, что написав это, Ирина сумела именно это и донести до зрителей – убедительно , ярко, самобытно. А еще к этому можно добавить то, что уже давно прекрасно выразил Шекспир, сообщив , что мир и есть театр. И если мы вдумаемся в то, что именно он сказал , то увидим, что каждый из нас многолик, в каждом- тысяча масок, любой подстраивается под ситуацию. Может быть, только старость избавляет нас от необходимости делать это. Постарев, мы перестаем играть . А пока не постарели – мы все актеры!
Спектакль Константина Мишина – настоящий гимн театру. Мне вообще кажется, что студентам театральных вузов стоит посмотреть его, чтобы убедиться в том, правильно ли они выбрали свою профессию. Или хотя бы прочитать роман. Но лучше – посмотреть. Увидеть как Ирина Гонто не танцует, а порхает, летает , парит. Сколько эмоций в секунду выражает ее лицо. Какая чудесная мимика, сколько юмора, сколько смысла в каждом движении, в каждой фразе. А танец, в котором Томас соблазняет Джулию вообще выглядит какой-то высокохудожественной эквилибристикой – красное , черное и белое кружатся, разлетаются, взлетают и падают вниз со стремительной скоростью и невыразимой красотой. Как Мишину удалось поставить его ? Не понимаю. Это вообще очень театральный спектакль. В нем все – игра, все – танец, все придумано, все легко и непринужденно. Но это , тем не менее, приводит нас к смыслу, к сути, к содержанию. Как?
Прекрасный вокал Ольги Ермаковой, которая символизирует Дух театра, дополняет действие также замечательно, как ударные и электрогитара, которыми управляет Дмитрий Репин. Прекрасно ведут свои актерские партии Варвара Мишина ( она исполняет роль Эвис Крайтон, которую Джулия так искусно поставила на место) и Екатерина Аликина ( горничная и костюмерша Джулии по имени Эви)
Что остается в конце? Абсолютное ощущение, что актеры – это боги, способные прожить не одну , а несколько жизней. Бессмертные властители наших душ и режиссеры всего вокруг. Не только потому, что об этом написал Сомерсет Моэм, а потому, что об этом ТАК рассказали Константин Мишин и Ирина Гонто.
И к чему я это все? Температура моя к финалу спала, и голова перестала болеть. Волшебная сила искусства!