УГОЛОК ЖИВОГО ЗРИТЕЛЯ. КИНО
Лариса Максимова
«НЕ ЧУЖИЕ»
последний фильм Веры Глаголевой стал самым убедительным подтверждением силы ее режиссерского таланта и человеческого духа
Вера Глаголева сняла прекрасный фильм. Умный, глубокий, захватывающий. Очень художественный – если мы говорим о кинематографе, и необычайно тонкий – если о психологии.
Фильм «Не чужие» снят по пьесе Ольги Погодиной-Кузминой «Глиняная яма». Это история обычных людей в обычном провинциальном городе. История беспросветной жизни, в которой мало радостей и удовольствий. Мало смысла, и почти совсем нет любви. Есть только пьянство, грязь, нищета и тупость. Так нам кажется поначалу. Сюжет из разряда «чернухи». История на тему «нелюбовь». Прекрасные актерские работы Санжар Мади,Татьяны Владимировой, Лилии Волковой, Анны Капалевой, Дмитрия Кривочурова, Ивана Титяева, Ольги Прихудайловой, Бибигуль Суиншалиной делают историю совершенно жизненной, захватывающей, динамичной. Однако, приученные нашим кинематографом последних лет к тому, что все беспросветно и выхода нет, мы с замиранием сердца ожидаем ужасного конца…
Фильм выйдет в прокат осенью Он был показан на Кинотавре, а потом - только для друзей. Однако, даже зарытый просмотр собрал огромное количество людей. Аплодисменты в финале и слезы на глазах зрителей. Несомненно, фильм получился.
Почему о нем так мало говорят? Почему так несправедливо мало говорят о фильме, который достоин самой высокой оценки!
А что вообще нужно сегодня для того, чтобы тебя заметили? Этот вопрос, кстати, часто посещает меня. И не только на кинофестивалях, но, например, еще в книжных магазинах. Кажется, что пишут все. Книг - такое количество, что выбрать что-то - если, конечно, ты не пришел за чем-то конкретным – просто нереально. Глаза буквально разбегаются. Знакомые фамилии авторов перемешаны с незнакомыми. Каким-то книгам удается даже попасть на центральные столы с надписью «бестселлер». На каком основании? Почему здесь лежит Иванов, а не Петров - не очень ясно. Но даже Иванову , лежащему намного «центре» Петрова, скорей всего ничего не светит. Потому что он тонет среди книжной массы.
То же самое с кино. Хотя нет. Кино все же снимают не все. Но многие. А появление айфонов с хорошими камерами вообще сделало этот вид искусства массовым. Однако это вовсе не означает, что все снимают барахло. Чем больше я смотрю кино, тем больше убеждаюсь – есть очень хорошие фильма, и зарубежные , и наши, Но вот парадокс - почему-то обо одних говорят и пишут, а о других – которые не хуже, совсем не хуже! – не говорят и не пишут. Одним дают премии, а другим – таким же качественным - не дают . Кто это определяет? Группы критиков? Допустим. Но по каким критериям? Скандальность ? Политика? Эпатаж? Что еще нужно добавить к художественности , глубине, стилю – чтобы фильм прозвучал? Я не знаю. Мне , зрителю, это неведомо. И , если честно – неважно. Меня – зрителя – это вообще, как бы, не касается. Важно ли это создателю фильма – режиссеру? Важно ли для режиссера признание? Даже смешно задавать этот вопрос. Определяется ли признание и успех наградами? Тоже не знаю. Наверное, да . в какой-то степени, во всяком случае это важная величина для того, чтобы фильм купили и показали в как можно большем количестве кинотеатров. Так что, признание фильма, выраженное в наградах и премиях, точно нужно продюсеру. Режиссеру нужно , мне кажется. какое-то другое признание. Но тоже очень, очень нужно!
Замечательная и всеми признанная актриса Вера Глаголева много лет ждала признания режиссерского. Никто не сомневался в ее актерском таланте. А вот в режиссерском - сомневались. Кто сомневался, возмущенно скажете вы. Все. Ну, или почти все ее коллеги. По очень многим причинам. И профессия это совершенно другая, у Веры нет образования И не женское это дело. И вообще. Что вообще? Ну, вообще. Зачем ей это вообще надо ?
Вере потребовалось почти пятнадцать лет, чтобы пробить этот лед недоверия В основном, коллег, потому что обычным зрителям , как я уже сказала, все это неважно. Женщина сняла или мужчина, с образованием или без….Было бы интересное кино! Вера, конечно, это знала. И часто повторяла, что самое важное для нее – зрительское признание. Но ей так было важно и другое…
Три последних фильма, мне кажется, убедили даже самых твердолобых, что Вера Глаголева – режиссер. Несомненно - профессионал и самобытный мастер. Со своим художественным почерком и человеческой позицией. Вера вдруг оказалось личностью, намного более значимой и серьезной, чем полагало большинство. «Одна война» и «Две женщины» получили не только зрительское признание, но и расположение коллег – то есть премии и награды. И чтобы она не говорила – это было очень, очень важно для нее. Оба этих фильма отличает интерес к человеческой природе, редкая для нашего кинематографа душевность и доброта, даже иногда нарочитая наивность и такая несовременная романтичность. И главное - как все настоящее, как любой продукт, который является натуральным, Верины фильмы не имеют «усилителей вкуса», ничего приторного, искусственного, ничего придуманного. Сюжет становится каркасом, на котором держится и актерская игра, и режиссерское решение и весь смысл фильма.
Последний свой фильм «Не чужие» Вера снимала , не зная сколько ей еще отпущено времени. Где-то в глубине души мы все не верим в собственную смерть, не думаем о ней. И Вера не думала. Не хотела думать! Ни разу не обмолвилась и никак не показала. Может быть, - дома, может быть,- самым близким, но только не на виду у всех. На виду у всех она продолжала работать , не останавливаясь.. И работа стала ее жизнью и ее , пусть временным, но спасением. Получается, что работа отодвинула смерть. Но не уберегала от нее .Вера появлялась в Москве, рассказывала о том, как идет процесс и снова уезжала – или на сьемки или в клинику. Сохранилось много кадров с этих последних сьемок , и видно, что для нее это была работа на последнем дыхании. На износ , до конца. А , может быть, дело и вовсе не в отпущенном времени? Наверное, по-настоящему талантливый человек только так и может трудиться, и только так - полностью выкладываясь можно создать что-то существенное
Мы все с замиранием сердца ждали премьеры. Потому, что этот фильм должен был получиться. Во что бы то ни стало! Иначе зачем тогда было бы все это ? Картина была не смонтирована, когда ее не стало. Но Вера оставила четкий план и точные указания, как и что делать. За три дня до того дня , как ее не стала еще обсуждала это с Наташей Ивановой – своим бессменным продюсером и самой большой подругой. Между ними – продюсером и режиссером – не всегда была тишь, да гладь. Случались конфликты, разногласия. Как при любой работе или продвижении дела, требующего волевых усилий и неоднозначных решений. Но в самом главном и существенном они совпадали и были едины. Это мы сейчас понимаем, что каждый раз , начиная снимать фильм с Верой. Наташа не была уверена, что работа будет доведена до конца. Она лучше других знала про состояние здоровья своей подруги. Но они были одна команда, выбирать не приходилось. Не удивительно поэтому, что именно Наташа довела Верин фильм до конца, невзирая на массу трудностей и препятствий. Сделала все так, как хотела Вера. Они обе совершили важный поступок . Для Веры он стал завещанием, для Натащи, я думаю, постижением каких-то невероятно важных и ценных для будущей жизни вещей. А если сказать проще – просто долгом.
Финал фильма «Не чужие» Вера изменила . Изменила сознательно..Когда -то она сказала в интервью, что фильм может быть снят о самых жутких вещах, но после него должно хотеться жить. Не повеситься или застрелиться, как это сегодня бывает часто, а продолжать жить - какой бы невыносимой и страшной не было бы эта жизнь. Потому, что даже в самой черной краске есть белая.. Боль может возвышать, страдание - делать лучше.
Верин фильм заставляет страдать, но ощущение света не покидает . Это и было ее человеческим посланием всем нам. Ее режиссерским кредо.
Фильм «Не чужие», мне кажется, стал лучшим фильмом Веры Глаголевой.
И быть по-другому не могло. Ведь , есть же какая-то высшая справедливость. Правда?