Об этом 20 марта – в Международный день театра для детей и молодежи шла речь на пресс-конференции «Драматургия для детей и подростков: в поисках новой пьесы для детско-юношеского театра». В рамках мероприятия состоялась презентация уникального проекта “Культурный код/т России”  Союза детских и юношеских писателей, реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и направленного на устранение дефицита новых современных пьес для детей и юношества. 

Детский театр часто воспринимается, как зрелищное продолжение урока литературы с бессмертными произведениями Гоголя, Пушкина, Чехова, Горького. Для постановок в профессиональном, школьном театре или в театральной студии руководители выбирают, как правило, драматические произведения из классического репертуара.

Безусловно, сегодня существуют режиссерские и драматургические лаборатории, которые помогают современным текстам для детей и подростков оказаться в театре. Но в основном речь идет о прозаических текстах (часто переводных), которые требуют сценической адаптации.  У театральных коллективов на данный момент есть большой запрос на качественную детскую драматургию, но при этом крайне мало предложений.

Проект “Культурный код/т” нацелен на поиск новых тем и языка для разговора с современными детьми и подростками, а также на сохранение традиционных ценностей через театральное искусство. Проект объединяет писателей, педагогов, театралов и родителей для создания пьес, которые будут не просто интересны современным детям и подросткам, но и передадут важный нравственный опыт и сформируют уважение к традициям. Целью проекта является создание условий для встречи театров юного зрителя, школьных театров и студий с новыми пьесами для детей и подростков.

В пресс-конференции приняли участие:

Александр Фокин, начальник Управления театров Департамента культуры Москвы

-Светлана Кривошлыкова, основатель и председатель Союза детских и юношеских писателей

-Александр Федоров, заслуженный артист РФ, режиссёр, педагог, основатель и художественный руководитель «Детского музыкального театра юного актера» (ДМТЮА)

-Григорий Гладков, советский и российский композитор, заслуженный деятель искусств РФ, автор большого количества песен для детей 

-Илья Морозов, заместитель директора Государственного академического центрального театра кукол имени С. В. Образцова

-Евгения Бахурова, детский писатель-сказкотерапевт, член Союза детских и юношеских писателей.

Пресс-конференция прошла в очень свободной, дружественной и тёплой атмосфере. Участники много шутили, несмотря на серьёзность и значимость поднятых вопросов. Илья Морозов вспомнил знаменитое  предупреждение, которое Сергей Образцов говорил своим актёрам, режиссёрам и педагогам: «Осторожно — искусство! Осторожно — дети!»

Образцов справедливо считал, что детский театр должен учитывать зрителя и развиваться в русле современных требований. И педагогических, в том числе. 

Светлана Кривошлыкова отметила, что в  театрах сейчас ставятся в основном спектакли по классическим произведениям, а современные дети и подростки существуют сегодня  в других реалиях; необходимо восполнить пробел в нехватке пьес для детского и юношеского театра. Именно этой проблеме и посвящённый проект “Культурный кот/д”. 

Первый этап нашего проекта уже позади. Все участники прошли двухмесячное обучение писателей на курсе “Как написать пьесу?” с мастер-классами и онлайн-занятиями.  В лонглисте конкурса 76 пьес, в основе которых лежат самые разные темы. Нас ждет экспертиза пьес в Институте воспитания, создание шортлиста и издание сборника из 12  лучших пьес, на  основе которых будут ставиться спектакли в школьных и профессиональных театрах. Завершающим этапом проекта станет Всероссийский форум детских писателей, который пройдет одним днём в период с 25 мая по 30 июня 2026 года с участием театральных деятелей и чиновников от культуры”.

Александр Фокин подчеркнул, что, безусловно, искусство театра важно для человека и к нему необходимо приучать с детства. А сам театр, на его  взгляд, начинается именно с качественной драматургии.

Есть театр для самых маленьких, но это не так сложно, как театр для юношества. На мой взгляд, эта аудитория достаточно сложная, проблематичная, до нее сложно достучаться и к ней надо найти ключик. Подростки очень тонко чувствуют правду и фальшь, с ними надо найти правильную интонацию. И “Культурный кот/д” – это благое начинание для поиска этого самого ключика в общении с подростками через театр.” 

Александр Федоров с большим интересом поддержал этот проект. Кроме того, что Александр Львович возглавил жюри проекта,  ДМТЮА стал стратегическим партнёром “Культурного кота/да”, предоставив, в том числе, площадку для проведения мероприятий. 

Я в своей работе очень остро ощущаю дефицит таких пьес, которые формируют культурный код наших детей, поднимают темы взаимного уважения, сохранения семейных традиций.  Я уверен, что объединившись, российские писатели смогут повернуться лицом к ребенку, сделать жизнь его яркой, насыщенной, и через интересные сюжеты, а также через настоящих героев показать разные примеры развития”.

Евгению Бахурову  называют «просемейным» автором: “Просемейный автор ставит в центр своих произведений семью и поднимает в своих произведениях темы патриотизма, взаимного уважения поколений, поэтому, принять участие в проекте «Культурный кот/код» для меня было большой честью”.

Участники пресс-конференции выразили уверенность, что в рамках проекта будут найдены новые темы и язык для общения с подрастающим поколением в театре, а созданные пьесы будут способствовать формированию у детей уважения к традициям и культуре нашей страны.