В Театре им. Маяковского отметили очередной день рождения: 90 + 1. Отсчет прожитых лет пошел с 29 октября 1922-м года, когда в здании, построенном в 1886 году специально для именитых гастролеров из-за рубежа, был основан Театр Революции под руководством Всеволода Мейерхольда.

В Театре им. Маяковского отметили очередной день рождения: 90 + 1. Отсчет прожитых лет пошел с 29 октября 1922-м года, когда в здании, построенном в 1886 году специально для именитых гастролеров из-за рубежа, был основан Театр Революции под руководством Всеволода Мейерхольда.

После про­шло­год­не­го празд­но­ва­ния де­вя­но­сто­лет­не­го юби­лея ме­ро­при­я­тие с лег­кой руки ху­до­же­ствен­но­го ру­ко­во­ди­те­ля Мин­да­у­га­са Кар­ба­ус­ки­са ре­ши­ли сде­лать в Те­ат­ре Ма­я­ков­ско­го тра­ди­ци­он­ным. И снова, как в про­шлом году, со­сто­ял­ся кон­церт-со­зер­ца­ние хру­сталь­ной люст­ры «Песни из спек­так­лей про­шлых лет».
В этот вечер ар­ти­сты по­яв­ля­лись не на сцене, а по дру­гую сто­ро­ну рампы, на бал­коне вто­ро­го яруса, в райке - самой вы­со­кой точке те­ат­ра, где прямо перед гла­за­ми сияет та­ин­ствен­ным све­том ста­рин­ная люст­ра "Ма­я­ков­ки".

В боль­шом зале было пусто и гулко, и лишь немно­гие счаст­лив­чи­ки (сами ак­те­ры, дру­зья те­ат­ра и зри­те­ли, по­лу­чив­шие при­гла­ше­ния в ре­зуль­та­те вы­иг­ры­ша в пред­празд­нич­ных кон­кур­сах), рас­по­ло­жи­лись на че­ты­рех рядах бал­ко­на. Ор­га­ни­за­то­ры хо­те­ли экс­клю­зив­но­сти и из­бран­но­сти, они ее до­би­лись.

Ар­ти­сты те­ат­ра Ольга Про­ко­фье­ва, Лю­бовь Ру­ден­ко, Алек­сандра Ра­вен­ских, Зоя Кай­да­нов­ская, Юлия Си­ла­е­ва, Вя­че­слав Ко­ва­лев, Ок­са­на Ки­се­ле­ва, Анна Баг­мет, Юлия Янов­ская, Ви­та­лий Гре­бен­ни­ков, Алек­сей Фа­те­ев, По­ли­на Ла­за­ре­ва, Мария Фор­ту­на­то­ва и мно­гие др. – вы­хо­ди­ли с раз­ных сто­рон зала на бал­кон. Зву­ча­ли песни из спек­так­лей. На экране - фо­то­гра­фии сме­ня­лись ви­део­от­рыв­ка­ми сцен из зна­ме­ни­тых по­ста­но­вок, ко­то­рых нет боль­ше в ре­пер­ту­а­ре, но они все еще живы в па­мя­ти оче­вид­цев. Ле­ген­дар­ные «Плоды про­све­ще­ния» Петра Фо­мен­ко, «Лю­бов­ный на­пи­ток» и «Ва­лен­си­ан­ские безум­цы» Та­тья­ны Ах­рам­ко­вой, спек­так­ли Ан­дрея Гон­ча­ро­ва «Леди Мак­бет Мцен­ско­го уезда», «Те­ат­раль­ный ро­манс», «Молва», «Закат», «Че­ло­век из Ла­ман­чи»....

Прон­зил серд­ца зри­те­лей му­зы­каль­ный номер из спек­так­ля «Зав­тра была война», когда остав­ши­е­ся в живых силь­но по­взрос­лев­шие «уче­ни­ки 9-Б» пели про Ве­ли­кую Оте­че­ствен­ную, а с экра­на в это время смот­рел тот целый «класс», под­хва­ты­вая тот же куп­лет. Еще за­пом­ни­лось, как По­ли­на Ла­за­ре­ва ис­пол­ни­ла ро­манс «Он го­во­рил мне…», про­зву­чав­ший так, слов­но был на­пи­сан вчера.

Время от вре­ме­ни у зри­те­лей на гла­зах по­яв­ля­лись слезы: так все было тро­га­тель­но. А уж когда по­ка­за­ли от­ры­вок из зна­ме­ни­то­го спек­так­ля «Че­ло­век из Ла­ман­чи» с Дон Ки­хо­том - Алек­сан­дром Ла­за­ре­вым и Санчо Панса - Ев­ге­ни­ем Лео­но­вым, за­бле­сте­ли глаза у всех.

«Этот кон­церт – дать па­мя­ти всем ве­ли­ким ак­те­рам и ре­жис­се­рам, слу­жив­шим в «Ма­я­ков­ке», - ска­за­ла Ольга Про­ко­фье­ва. - Я бы хо­те­ла, чтобы у моего род­но­го те­ат­ра и даль­ше было свое экс­клю­зив­ное лицо, чтобы это лицо было осо­бым, свет­лым, до­стой­ным. Я желаю те­ат­ру нескон­ча­е­мо­го вдох­но­ве­ния и даль­ней­ше­го про­цве­та­ния. Театр – ос­но­ва всех основ, боль­ший кусок жизни. Для меня все­гда сна­ча­ла спек­так­ли те­ат­ра, а уж потом все дру­гое. Сюда манит как на ро­ди­ну. Ро­ди­на, это - не вся Рос­сия, а это - мой дом, моя дача, мой театр. Этот ку­со­чек Ро­ди­ны все­гда при мне…».

Из­вест­ный те­ат­раль­ный кри­тик Борис Ми­хай­ло­вич По­ю­ров­ский, при­гла­шен­ный на вечер в ка­че­стве по­чет­но­го гостя, вспом­нил, что ко­гда-то на те­ат­раль­ном бал­коне Ма­я­ков­ки был толь­ко один ряд для зри­те­лей, там было плохо видно и слыш­но, но, тем не менее, с этой га­лер­ки он, бу­дучи сту­ден­том, пе­ре­смот­рел весь ре­пер­ту­ар. Он на­звал вечер «90+1» - «бли­ста­тель­ным уда­ром по тем, кто хочет по­хо­ро­нить ре­пер­ту­ар­ный театр».

TeatrAll.ru уда­лось спро­сить у ве­ду­щей ак­три­сы те­ат­ра Свет­ла­ны Немо­ля­е­вой, что зна­чит для нее день рож­де­ния те­ат­ра:

- Это очень зна­чи­мый день! Театр, в ко­то­ром я про­жи­ла боль­ше пя­ти­де­ся­ти лет, это - мой род­ной дом. Это - как день рож­де­ния близ­ко­го че­ло­ве­ка. С ним свя­за­на вся моя жизнь. Се­го­дняш­ний ви­део­ряд, ко­неч­но, можно было бы про­дол­жить, но даже этот, неболь­шой, оста­вил огром­ное эмо­ци­о­наль­ное впе­чат­ле­ние. Очень важно хра­нить такую ле­то­пись в ис­то­рии те­ат­ра для мо­ло­до­го по­ко­ле­ния, чтобы они по­ни­ма­ли мощь те­ат­ра, впи­ты­ва­ли ее.

Мне ка­жет­ся толь­ко, что это надо де­лать на боль­шой сцене для боль­шо­го зри­тель­но­го зала. Наш театр знают, наш театр любят, и для тех людей, ко­то­рые хо­ди­ли ко­гда-то сюда, эти вос­по­ми­на­ния имеют огром­ное зна­че­ние. Я это знаю по себе: ко­гда-то я была на по­след­нем про­щаль­ном спек­так­ле Марии Ива­нов­ны Ба­ба­но­вой, ко­то­рую я лю­би­ла с че­тыр­на­дца­ти лет, когда уви­де­ла ее на сцене на­ше­го те­ат­ра. Она для меня оста­лась недо­ся­га­е­мой ве­ли­кой ак­три­сой. Ее тра­ге­дия была в том, что она так и не смог­ла пе­рей­ти на ха­рак­тер­ные роли, она за­дер­жа­лась в той жизни, где иг­ра­ла ис­клю­чи­тель­но ге­ро­инь. Мно­гие наши ак­те­ры, кто не за­стал ее в тех ролях, не по­ни­ма­ли ее зна­чи­мо­сти, к вось­ми­де­ся­ти она, может, и не была уже столь ин­те­рес­ной, как в мо­ло­до­сти. С Аллой Бо­ри­сов­ной По­кров­ской, учив­шей­ся во МХАТе вме­сте с моим Сашей (Алек­сандр Ла­за­рев) мы от­пра­ви­лись смот­реть ее про­щаль­ный спек­такль «Игра в джин». Я бес­ко­неч­но при­зна­тель­на Алле По­кров­ской за то, что она не дала мне про­пу­стить это по­тря­са­ю­щее зре­ли­ще. Это был спек­такль, ко­то­рый я не за­бы­ла и не за­бу­ду всю свою жизнь, и не толь­ко по­то­му, как она иг­ра­ла, а какой был зал. Что это было! Это был от­дель­ный спек­такль. Люди при­шли ей по­кло­нить­ся, по­бла­го­да­рить за то сча­стье, ко­то­рое она им до­став­ля­ла, ко­то­рые ее пом­ни­ли и знали как ве­ли­кую ак­три­су. Как ее при­вет­ство­вал зри­тель­ный зал, как ее бла­го­да­рил за то, что она была, что есть, за то, что она сде­ла­ла. Какие ей несли цветы: ка­кие-то неж­ней­шие фи­ал­ки, бу­то­ньер­ки, ми­ни­а­тюр­ные изыс­кан­ные кор­зи­ноч­ки, вос­хи­ти­тель­ные ком­по­зи­ции, это впе­чат­ля­ло. Ве­ли­чие этого ве­че­ра я храню в своей па­мя­ти.

И се­год­ня пусть при­хо­дят люди, смот­рят наш ны­неш­ний спек­такль-кон­церт, за­по­ми­на­ют его, ведь ре­бя­та наши дей­стви­тель­но хо­ро­шо поют, де­ла­ют это до­стой­но. Надо еще по­ра­бо­тать над ви­део­ря­дом, и день рож­де­ния Те­ат­ра им. Ма­я­ков­ско­го будет неза­бы­ва­е­мым, будет жить очень долго для боль­шо­го ко­ли­че­ства зри­те­лей.

На фо­то­гра­фи­ях и сня­тых на ка­ме­ру спек­так­лях можно уви­деть, как ак­те­ры от­да­ва­ли себя, сжи­га­ли себя на сцене, это - очень ин­те­рес­но и важно. Как ска­зал Жан-Жак Руссо: «Если ты в про­шлое вы­стре­лишь из пи­сто­ле­та, то бу­ду­щее в тебя вы­стре­лит из пушки». Обя­за­тель­но долж­на быть связь вре­мен.

Наш мир ду­шев­но оску­дел и не по­то­му, что он хуже, а по­то­му, что почти ни­че­го не пом­нит, не вспо­ми­на­ет…

После про­шло­год­не­го празд­но­ва­ния де­вя­но­сто­лет­не­го юби­лея ме­ро­при­я­тие с лег­кой руки ху­до­же­ствен­но­го ру­ко­во­ди­те­ля Мин­да­у­га­са Кар­ба­ус­ки­са ре­ши­ли сде­лать в Те­ат­ре Ма­я­ков­ско­го тра­ди­ци­он­ным. И снова, как в про­шлом году, со­сто­ял­ся кон­церт-со­зер­ца­ние хру­сталь­ной люст­ры «Песни из спек­так­лей про­шлых лет».
В этот вечер ар­ти­сты по­яв­ля­лись не на сцене, а по дру­гую сто­ро­ну рампы, на бал­коне вто­ро­го яруса, в райке - самой вы­со­кой точке те­ат­ра, где прямо перед гла­за­ми сияет та­ин­ствен­ным све­том ста­рин­ная люст­ра "Ма­я­ков­ки".

В боль­шом зале было пусто и гулко, и лишь немно­гие счаст­лив­чи­ки (сами ак­те­ры, дру­зья те­ат­ра и зри­те­ли, по­лу­чив­шие при­гла­ше­ния в ре­зуль­та­те вы­иг­ры­ша в пред­празд­нич­ных кон­кур­сах), рас­по­ло­жи­лись на че­ты­рех рядах бал­ко­на. Ор­га­ни­за­то­ры хо­те­ли экс­клю­зив­но­сти и из­бран­но­сти, они ее до­би­лись.

Ар­ти­сты те­ат­ра Ольга Про­ко­фье­ва, Лю­бовь Ру­ден­ко, Алек­сандра Ра­вен­ских, Зоя Кай­да­нов­ская, Юлия Си­ла­е­ва, Вя­че­слав Ко­ва­лев, Ок­са­на Ки­се­ле­ва, Анна Баг­мет, Юлия Янов­ская, Ви­та­лий Гре­бен­ни­ков, Алек­сей Фа­те­ев, По­ли­на Ла­за­ре­ва, Мария Фор­ту­на­то­ва и мно­гие др. – вы­хо­ди­ли с раз­ных сто­рон зала на бал­кон. Зву­ча­ли песни из спек­так­лей. На экране - фо­то­гра­фии сме­ня­лись ви­део­от­рыв­ка­ми сцен из зна­ме­ни­тых по­ста­но­вок, ко­то­рых нет боль­ше в ре­пер­ту­а­ре, но они все еще живы в па­мя­ти оче­вид­цев. Ле­ген­дар­ные «Плоды про­све­ще­ния» Петра Фо­мен­ко, «Лю­бов­ный на­пи­ток» и «Ва­лен­си­ан­ские безум­цы» Та­тья­ны Ах­рам­ко­вой, спек­так­ли Ан­дрея Гон­ча­ро­ва «Леди Мак­бет Мцен­ско­го уезда», «Те­ат­раль­ный ро­манс», «Молва», «Закат», «Че­ло­век из Ла­ман­чи»....

Прон­зил серд­ца зри­те­лей му­зы­каль­ный номер из спек­так­ля «Зав­тра была война», когда остав­ши­е­ся в живых силь­но по­взрос­лев­шие «уче­ни­ки 9-Б» пели про Ве­ли­кую Оте­че­ствен­ную, а с экра­на в это время смот­рел тот целый «класс», под­хва­ты­вая тот же куп­лет. Еще за­пом­ни­лось, как По­ли­на Ла­за­ре­ва ис­пол­ни­ла ро­манс «Он го­во­рил мне…», про­зву­чав­ший так, слов­но был на­пи­сан вчера.

Время от вре­ме­ни у зри­те­лей на гла­зах по­яв­ля­лись слезы: так все было тро­га­тель­но. А уж когда по­ка­за­ли от­ры­вок из зна­ме­ни­то­го спек­так­ля «Че­ло­век из Ла­ман­чи» с Дон Ки­хо­том - Алек­сан­дром Ла­за­ре­вым и Санчо Панса - Ев­ге­ни­ем Лео­но­вым, за­бле­сте­ли глаза у всех.

«Этот кон­церт – дать па­мя­ти всем ве­ли­ким ак­те­рам и ре­жис­се­рам, слу­жив­шим в «Ма­я­ков­ке», - ска­за­ла Ольга Про­ко­фье­ва. - Я бы хо­те­ла, чтобы у моего род­но­го те­ат­ра и даль­ше было свое экс­клю­зив­ное лицо, чтобы это лицо было осо­бым, свет­лым, до­стой­ным. Я желаю те­ат­ру нескон­ча­е­мо­го вдох­но­ве­ния и даль­ней­ше­го про­цве­та­ния. Театр – ос­но­ва всех основ, боль­ший кусок жизни. Для меня все­гда сна­ча­ла спек­так­ли те­ат­ра, а уж потом все дру­гое. Сюда манит как на ро­ди­ну. Ро­ди­на, это - не вся Рос­сия, а это - мой дом, моя дача, мой театр. Этот ку­со­чек Ро­ди­ны все­гда при мне…».

Из­вест­ный те­ат­раль­ный кри­тик Борис Ми­хай­ло­вич По­ю­ров­ский, при­гла­шен­ный на вечер в ка­че­стве по­чет­но­го гостя, вспом­нил, что ко­гда-то на те­ат­раль­ном бал­коне Ма­я­ков­ки был толь­ко один ряд для зри­те­лей, там было плохо видно и слыш­но, но, тем не менее, с этой га­лер­ки он, бу­дучи сту­ден­том, пе­ре­смот­рел весь ре­пер­ту­ар. Он на­звал вечер «90+1» - «бли­ста­тель­ным уда­ром по тем, кто хочет по­хо­ро­нить ре­пер­ту­ар­ный театр».

TeatrAll.ru уда­лось спро­сить у ве­ду­щей ак­три­сы те­ат­ра Свет­ла­ны Немо­ля­е­вой, что зна­чит для нее день рож­де­ния те­ат­ра:

- Это очень зна­чи­мый день! Театр, в ко­то­ром я про­жи­ла боль­ше пя­ти­де­ся­ти лет, это - мой род­ной дом. Это - как день рож­де­ния близ­ко­го че­ло­ве­ка. С ним свя­за­на вся моя жизнь. Се­го­дняш­ний ви­део­ряд, ко­неч­но, можно было бы про­дол­жить, но даже этот, неболь­шой, оста­вил огром­ное эмо­ци­о­наль­ное впе­чат­ле­ние. Очень важно хра­нить такую ле­то­пись в ис­то­рии те­ат­ра для мо­ло­до­го по­ко­ле­ния, чтобы они по­ни­ма­ли мощь те­ат­ра, впи­ты­ва­ли ее.

Мне ка­жет­ся толь­ко, что это надо де­лать на боль­шой сцене для боль­шо­го зри­тель­но­го зала. Наш театр знают, наш театр любят, и для тех людей, ко­то­рые хо­ди­ли ко­гда-то сюда, эти вос­по­ми­на­ния имеют огром­ное зна­че­ние. Я это знаю по себе: ко­гда-то я была на по­след­нем про­щаль­ном спек­так­ле Марии Ива­нов­ны Ба­ба­но­вой, ко­то­рую я лю­би­ла с че­тыр­на­дца­ти лет, когда уви­де­ла ее на сцене на­ше­го те­ат­ра. Она для меня оста­лась недо­ся­га­е­мой ве­ли­кой ак­три­сой. Ее тра­ге­дия была в том, что она так и не смог­ла пе­рей­ти на ха­рак­тер­ные роли, она за­дер­жа­лась в той жизни, где иг­ра­ла ис­клю­чи­тель­но ге­ро­инь. Мно­гие наши ак­те­ры, кто не за­стал ее в тех ролях, не по­ни­ма­ли ее зна­чи­мо­сти, к вось­ми­де­ся­ти она, может, и не была уже столь ин­те­рес­ной, как в мо­ло­до­сти. С Аллой Бо­ри­сов­ной По­кров­ской, учив­шей­ся во МХАТе вме­сте с моим Сашей (Алек­сандр Ла­за­рев) мы от­пра­ви­лись смот­реть ее про­щаль­ный спек­такль «Игра в джин». Я бес­ко­неч­но при­зна­тель­на Алле По­кров­ской за то, что она не дала мне про­пу­стить это по­тря­са­ю­щее зре­ли­ще. Это был спек­такль, ко­то­рый я не за­бы­ла и не за­бу­ду всю свою жизнь, и не толь­ко по­то­му, как она иг­ра­ла, а какой был зал. Что это было! Это был от­дель­ный спек­такль. Люди при­шли ей по­кло­нить­ся, по­бла­го­да­рить за то сча­стье, ко­то­рое она им до­став­ля­ла, ко­то­рые ее пом­ни­ли и знали как ве­ли­кую ак­три­су. Как ее при­вет­ство­вал зри­тель­ный зал, как ее бла­го­да­рил за то, что она была, что есть, за то, что она сде­ла­ла. Какие ей несли цветы: ка­кие-то неж­ней­шие фи­ал­ки, бу­то­ньер­ки, ми­ни­а­тюр­ные изыс­кан­ные кор­зи­ноч­ки, вос­хи­ти­тель­ные ком­по­зи­ции, это впе­чат­ля­ло. Ве­ли­чие этого ве­че­ра я храню в своей па­мя­ти.

И се­год­ня пусть при­хо­дят люди, смот­рят наш ны­неш­ний спек­такль-кон­церт, за­по­ми­на­ют его, ведь ре­бя­та наши дей­стви­тель­но хо­ро­шо поют, де­ла­ют это до­стой­но. Надо еще по­ра­бо­тать над ви­део­ря­дом, и день рож­де­ния Те­ат­ра им. Ма­я­ков­ско­го будет неза­бы­ва­е­мым, будет жить очень долго для боль­шо­го ко­ли­че­ства зри­те­лей.

На фо­то­гра­фи­ях и сня­тых на ка­ме­ру спек­так­лях можно уви­деть, как ак­те­ры от­да­ва­ли себя, сжи­га­ли себя на сцене, это - очень ин­те­рес­но и важно. Как ска­зал Жан-Жак Руссо: «Если ты в про­шлое вы­стре­лишь из пи­сто­ле­та, то бу­ду­щее в тебя вы­стре­лит из пушки». Обя­за­тель­но долж­на быть связь вре­мен.

Наш мир ду­шев­но оску­дел и не по­то­му, что он хуже, а по­то­му, что почти ни­че­го не пом­нит, не вспо­ми­на­ет…