Этот спектакль по роману Грэма Грина поставлен на "сцене под крышей" в Театре им. Моссовета специально для прекрасной Ольги Остроумовой, мечтавшей на свой юбилей сыграть что-нибудь озорное, острохарактерное. Ей, пожизненной лирической героине, давно было пора получить несерьезную роль, и предоставил ей такую возможность родной сын - Михаил Левитин мл., специально инсценировавший по этому случаю замечательный английский роман «Путешествие с тетушкой».

Но, не могу не признать, что тонкий английский юмор как-то слегка увял в процессе постановки. Нечто подобное случилось когда-то с гомерически смешной повестью Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая, собаки» - художественный фильм, несмотря на занятых в нем блистательных комедийных артистов, получился скучноватым и затянутым. Это тот самый случай, когда "в начале было слово", которое потерялось во время перевода на сценический язык.

Спектакль «Путешествие с тетушкой»  состоит из отдельных сценок. Во всем, не исключая сценографию и костюмы, получился перебор.  Акценты сместились из-за неудачной инсценировки. остроумная легкость уступила грубому китчу.

Зачем Михаилу Левитину мл. понадобилось столько времени на первую сцену – кремации матери главного героя (Генри Пуллинг - Александр Бобровский)? Несчастный осиротевший бывший управляющий банком так долго не может угомонить экстравагантную особу, оказавшуюся его родной тетей, а саму тетушку Августу (Ольга Остроумова) режиссер так долго обрекает мотаться на крыше катафалка, отправляющегося в печь, что у меня самой голова начинает кружиться. В романе Грэма Грина встреча главных героев обрисована не так навязчиво. Все последующие диалоги и мизансцены вызывают похожее недоумение.

К артистам претензий, впрочем, нет, они с удовольствием и вполне безответственно играют, как дети, в то, что предложил им молодой режиссер.

Александру Бобровскому очень подходит образ неловкого холостяка, не умеющего обращаться с представительницами женского пола. "Тетушка" обрушивает на него всю свою энергию, чтобы вовлечь законопослушного тихоню в свои аферы. Валерий Еременко эксцентрично и весело вытворяет чудеса цирковой ловкости в образе пухлого  негра под именем Шекспир. Молодая актриса Анастасия Пронина запоминается в роли наивно-лукавой малышки Тули в разных чулках и пышной короткой юбке, вскружившей голову даже такому закоренелому тюфяку, как мистер Генри.

Виталий Кищенко невозмутимо выпаливает  полагающиеся отцу Тули – полковнику О. Тулу экспрессивные речи, пытаясь удержать молодецкую выправку и солидность. Артисты Марк Вдовин и Михаил Филиппов играют множество разных персонажей от английских полицейских и парижских проституток до бразильских тюремщиков и турецких спецагентов.

Но в целом, постановка выглядит какой-то самодеятельной, слепленной на коленке и сильно затянутой. Понятно, что авторам инсценировки (Михаил Левитин мл. и Евгений Трефилов) было жаль резать по живому замечательный текст, но длинноты не пошли спектаклю на пользу, а с постановщиком текст  еще и "несмешно" пошутил.

Но, надо признаться честно: публика сидела смирно (в антракте ушло всего несколько человек), радостно принимала все без разбору и усердно аплодировала в финале. Не поблагодарить артистов было невозможно, к тому же, лишний раз увидеть на сцене чудесную актрису Ольгу Остроумову – само по себе удовольствие.

За что я могу поблагодарить театр - так это за то, что с удовольствием перечитала роман Грэма Грина и вновь восхитилась тонкой иронией английского писателя.

 спектакль "Путешествие с тетушкой" - театр Моссовета

 фотографии с официального сайта театра