На сборе труппы 6 сентября художественный руководитель Театра им. Вахтангова Римас Туминас и директор театра Кирилл Крок, подведя итоги творческой и хозяйственной деятельности 98-го сезона, рассказали о новых художественных проектах на сезон 2019-2020 гг. и о начале подготовки к празднованию 100-летия Вахтанговского театра.
Зал Новой сцены, заполненный артистами, режиссерами, художниками, работниками техслужб, радостно и гордо внимал руководству Театра. Коллективу реально, есть, чем гордиться. Звучали документальные доказательства побед на репертуарном, гастрольном и техническом фронтах:
- За сезон сыграно около тысячи спектаклей, только в Москве их посмотрели почти триста тысяч человек.
- Феноменальное количество городов и стран мира покорили спектакли: «Евгений Онегин», «Дядя Ваня», «Маскарад», «Фальшивая нота», «Наш класс» и др.
- Летом, пока артисты отдыхали или были на гастролях, Кирилл Крок лично контролировал техническое перевооружение светового оборудования исторической сцены театра. По словам директора, такой световой техники театр еще не видел – ее только-только демонстрировали на выставке в Милане, и вот… она уже в руках театральных операторов.
Затем Кирилл Игоревич вместе с Римасом Владимировичем торжественно поздравили юбиляров, вручили грамоты и цветы отличившимся сотрудникам. Директор театра с достоинством перечислял все новые и новые награды и звания вахтанговцев, назвал невероятное число городов, в которых рукоплескали артистам театра.
Затем передал слово худруку. Туминас был в ударе: его речь, самоирония, склонность к рефлексии и спокойному критическому самоанализу явились главной изюминкой всего мероприятия.
Перво-наперво, Римас Владимирович сообщил, что спектакль «Пристань» «скрылся в тумане, теперь он переходит в нашу память, в музей. На пристани стало тихо и светло…».
- Наверное, так надо прощаться со спектаклем и не волноваться, что по некоторым причинам уйдут некоторые спектакли. Надо работать и не переживать. Грешное скажу: Боже, кого бы ты любил, если б не меня… Когда волнуешься, особенно хочется шутить и смешить…
И кротко улыбаясь, худрук поведал притчу о библейском пророке Давиде, которого посадили в клетку с львами.
-Утром пришли посмотреть: львы спят, Давид сидит, живой и здоровый. Как же так? А Давид говорит: «Я не смотрел на львов, смотрел на Бога...».
Римас внимательно оглядел зал: «Так вот, ничего вы со мной не сделаете. Я смотрю на небеса…», - И спокойно продолжил, а все затихли, внимая.
- Театр сейчас в таком виде, что идет по ровной дороге и не готов на чудеса, покорять вершины. Это – некая стагнация. Не дай Бог, потерять вкус, красоту… это уходит из каждого спектакля, он грубеет, становится бытовым и отдаляет нас от автора, от наших мечтаний... опасность велика.
Потом художественный руководитель поделился своими соображениями по поводу юбилея:
- Ориентир проложен на 2021 год. Хотелось бы на 100-летие сделать что-нибудь грандиозное, забавное, но будет 13 – пятница, нехорошо, а тут еще Указ Президента... все серьезно. Я-то думал по-домашнему: вообще закрыть театр на три дня, пусть наши Великие без нас попируют там спокойно, а мы их в это время беспокоить не будем, будем в каком-нибудь недорогом кафе отмечать, типа «Двух палочек». Вот так тихо и красиво можно было бы это сделать, но раз уже есть Указ, придется торжественно и громко.
И Римас Туминас предложил создать специальный оргкомитет или худсовет к этому случаю, пригласив всех делиться мыслями и идеями: "Вторую «Пристань», наверное, не сделаем, хотя начало я уже придумал. Можно было бы от на старом Арбате от метро Смоленская выстроить колонну из поздравляющих нас театров. Мы будем сидеть, а они – идти мимо, поздравлять, оставлять подарки и проходить, проходить… к ресторану «Прага»…".
Затем художественный руководитель выразил свое восхищение высоким профессионализмом и самоотверженностью всех служб театра: как они трудятся и в Москве, и на гастролях, и «над всеми этими тружениками сияет звезда Кирилла Игоревича Крока» (директор смущенно развел руками).
В заключение, Римас Владимирович привел цитату из письма Льва Толстого: «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, которым я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы...".
- Каждая фраза у классика звучит, я ничего не придумываю, просто читаю, читаю, и в один прекрасный день все вспыхивает, появляются картины, звуки. Просто надо видеть, учиться видеть. Свобода - когда человек ограничивает сам себя. Чем больше ограничивает, тем становится свободнее. Тайные глубины своей души оставьте себе, не тратьте время, чтобы раскрыться, отдать всю душу. Не надо, это – опасно. Нас должна сопровождать ирония сказки, это – природа Вахтанговского театра. Любовь и Ирония.
И еще, обращаюсь к вам с просьбой: не болеть за весь мир. Маркес сказал, что одиночество – нормальное состояние души человека. Так что, человеческие проблемы – пожалуйста, а мировых не решайте…
На этом директор Театра Вахтангова объявил 99-й сезон открытым и предложил всем выпить по бокалу шампанского,
после чего пригласил на Презентацию экспозиционного зала, посвященного легендарному спектаклю "Пристань». В помещении бельэтажа отныне создано небольшое музейное пространство, заполненное фотографиями артистов на сцене и на репетициях, их костюмами и бутафорией.
«Особую ценность представляют личные вещи, переданные в дар Театру родными и близкими ушедших из жизни актеров: парадный костюм с орденами и медалями Владимира Абрамовича Этуша, записные книжки Юрия Васильевича Яковлева, каминные часы XVIII века, принадлежавшие Галине Львовне Коноваловой", - провел первую экскурсию директор театра Кирилл Крок.
Спектакль был поставлен к 90-летию Вахтанговского театра в 2011 году. Автором идеи и постановщиком выступил художественный руководитель театра Римас Туминас: «Театр планировал играть «Пристань» в течение одного сезона. Но представление, призванное стать гимном тем, кто своим служением сцене прославил Вахтанговский театр, засияло их непревзойдённым талантом, завоевало любовь зрителей. В составе спектакля на тот момент была занята почти вся труппа. Произошло чудо - объединились все поколения, они вновь стали семьей, а театр – домом. Было принято решение оставить спектакль в репертуаре. Но время неумолимо. Из первоначальной программы спектакля уходили фрагменты, как уходили из жизни те, для кого они были поставлены. «Пристань» чётко и ясно подтвердила: незаменимые люди есть. 14 июня 2018 года грандиозный спектакль стал частью истории русского театра. «Пристань» ушла со сцены в блеске славы, непобежденной и неповторимой...».
За семь лет было сыграно 154 спектакля, на которых побывало более 150 тыс. зрителей. 14 июня 2018 года грандиозный спектакль стал частью истории русского театра. Зал "Пристани" всегда будет открыт для посетителей, пришедших на спектакли основной сцены. Посещение экспозиции с экскурсоводом станет возможным в рамках экскурсии "Театр Вахтангова. Прошлое и настоящее".
Премьеры нового сезона:
7 – 8 сентября - «Пер Гюнт». Спектакль Юрия Бутусова по пьесе Генрика Ибсена.
В сентябре Римас Туминас начинает читки сценической версии романа Льва Толстого «Война и мир»
Октябрь 2019 – «Сказка о попе и о работнике его Балде» Александра Сергеевича Пушкина. Режиссер – Александр Коручеков.
Октябрь 2019 – «Платонов» (спектакль по произведениям Андрея Платонова). Режиссер Анна Горушкина.
Ноябрь 2019 – Франц Кафка «Превращение». Автор постановки – Йозуа Резинг.
22 ноября – премьера спектакля Николая Коляды по собственной пьесе «Баба Шанель».
В марте Иван Поповски приступит к репетициям спектакля «Мертвые души»
Весна 2020 – Мариво «Двойное непостоянство». Режиссер Клеман Эрвье-Леже. В спектакле заняты стажеры Вахтанговского театра.
Также в планах театра:
Габриэла Туминайте – «Герой нашего времени»
Римас Туминас – «Маленькие трагедии» (для Людмилы Максаковой)
http://www.vakhtangov.ru/mediabox/press
фотографии Ларисы Каневской