Исповедь печального клоуна
Спектакль «Москва - Петушки» воспринимаешь как стихи, ведь не зря же сам автор нарек свое произведение поэмой. Текст Венедикта Ерофеева - трагикомический нежный и матерный, смешной и грустный монолог «бездомного и тоскующего шатена», обнаруживающего глубокие познания в истории и литературе.
Этот исповедальный монолог, обращенный к неведомой аудитории, блистательно исполняет артист Мастерской Евгений Перевалов. Актер обладает природной харизмой и обаянием незабвенного Андрея Миронова. Вместе с органичной Аленой Артемовой "гастролеры" Мастерской легко покорили московскую публику в Театральном Центре на Страстном.
Высокий «штиль», намеренно декорированный матерными словечками, погружает зрителя в мир БИЧей (бич – бывший интеллигентный человек), малознакомый утонченной театральной публике, а уж молодому поколению, тем более. Каким образом в голове беспробудного пьяницы уживается коктейль «Слеза комсомолки» с Гете, Римским-Корсаковым и декабристами, как доходит Веничка в душевной простоте до святых истин, одному святому известно. Веничке сопереживаешь и сочувствуешь - действительно, как не напиться, когда вселенское горе безмерно, а человеческий организм имеет предел? Вот и страдает одинокий божий человек, не в силах добраться до конечной вожделенной станции.
В Мастерской вместе с Мастером Григорием Козловым два артиста сотворили театральное чудо преображения. Они придумали и продумали каждую деталь, до последней дождинки, воплотили и выпустили на сцену, доверяя нашему воображению. И мы поверили – в то, что висящие на шнурах рамки – это окна и зеркала, что объемные холщевые занавески – раздвижные двери тамбуров, что аккордеон в руках Алены Артемовой умеет икать и плакать (под ее руками легко оживает множество разнообразных инструментов, выразительно иллюстрирующих путь печального странника).
С помощью нехитрых приспособлений два артиста выстраивают невероятно затейливую клоунаду, вовлекая в свою игру зал с первой до последней минуты.
Герою Евгения Перевалова сопереживаешь как родному, несмотря на издержки алкогольного забытья, а все потому, что он - добрый, наивный, человеколюбивый.
Даже «звериный оскал бытия» не выводит его из себя: "Утром - стон, вечером - плач, ночью - скрежет зубовный...". На зло Веничка не отвечает злом, он миролюбив и терпелив по-христиански. Цель его – не богатство, не верх социальной лестницы («чтобы подниматься по социальным ступеням, нужно быть пидорасом, выкованным из чистой стали с головы до пят»), а - любимая женщина с толстой белой косой, что дожидается его на платформе в манящих Петушках, где «ни зимой, ни летом не отцветает жасмин». Душа у Венички, «как у Троянского коня пузо – многое вместит», ибо «низкие люди не оставили ничего, кроме скорби и страха». «Ибо горе безмерно, а сам я имею предел, а любовь одинока, а должно вступаться за слабых…», - как сказал другой поэт Алексей Дидуров, также, как и Ерофеев рано ушедший от непонимающего, не принимающего жестокого мира.
Наследуя записки великого Гоголя, пишет свои сумасшедшие точные наблюдения Венедикт Ерофеев, и вздрагивают сегодняшние зрители от этой реинкарнации: « Какая-то гниль во всем королевстве и у всех мозги набекрень…».
спектакль Москва-Петушки, театр Мастерская Григория Козлова, режиссер Григорий Козлов, артисты Евгений Перевалов, Алена Артемова
материал опубликован в журнале "Театральный мир" № 10 за 2019 год