ВСЕПРОЩАЮЩАЯ МУЗА или СКАЗКИ ГОФМАНА

Государственный театр оперы и балета Республики КОМИ в рамках Четвертого Фестиваля музыкальных театров России «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» представил на сцене Московского театра «Новая Опера» фантастическую оперу «Сказки Гофмана» на музыку Жака Оффенбаха. «Фантастическая» - это определение жанра. Но театру удалось именно фантастическим образом раскрыть этот жанр. У Натальи Ильиничны Сац было определение: «Это - МАРМАЛАД!». Или «Совсем не МАРМАЛАД.». Так вот, друзья мои, блистательная работа всей команды – МАРМАЛАД.

Имя композитора Жака Оффенбаха на слуху у всех, да и знаменитый канканчик из оперетты «Орфей в аду» напоет практически каждый. Опера-буфф или оперетта, вот с чем у нас связано имя Оффенбаха. И, вдруг, крайне неожиданная опера, до премьеры которой композитор не успел дожить. У постановки была трагически судьба. В Вене, где опера была поставлена впервые, пожар спалил ноты, оркестровки и аранжировки. Но, как Феникс, опера возникала вновь и вновь. Каждый музыкант, участвующий в премьере, приносил сохранившиеся партии и партитуры. Либретто «Сказок Гофмана», основано на трех рассказах Эрнста Теодора Амадея Гофмана и повествует о галлюцинациях и расстройствах психики Поэта и Художника. НО! Данную постановку в исполнении Театра Оперы и балета Республики КОМИ можно смотреть и слушать безо всякого либретто. Мой Вам совет: покупая билет, убедитесь, что с Вашего места не будет виден дирижер. ДМИТРИЙ ЛУЗИН. Именно так. Каждая буква имени и фамилии большая. Дмитрий Лузин не только МАЭСТРО, но и отдельный персонаж оперы. Признаюсь, я в действии регулярно отвлекалась именно на него.

А песенка Олимпии, филигранно исполненная Анастасией Морараш? Вся опера сразу разошлась на шлягеры, но редко кто из певиц брал в репертуар эту песенку. Спеть сложно. Сыграть еще сложней. Анастасии удалось всё. От пианиссимо до «Браво брависсимо». И фантастическая пластика! Господин Станиславский, я уверена, точно бы вскричал от восторга: «ВЕРЮ!».

Вообще для исполнителей опера «Сказки Гофмана» очень сложна. Но, тем не менее, очень любима. Хотелось бы всех поименно назвать... («неуместный копирайт, но Анна Ахматова так гениально придумала эту строку…). Вот, действительно, ВСЕХ! Артисты Хора и Балета были такими же действующими лицами фантасмагории Поэта. И сложно было отличить Хористов от балета. Один организм. Вот в этом месте я подумала о режиссере. ИЛЬЕ МОЖАЙСКОМ. То есть если, я, как зритель, ни разу не вспомнила о режиссёре, это означает одно. Очень тонко и нежно поставлено. Органично. Спасибо Вам, Илья! Команде художников, работавших над спектаклем – отдельный респект и реприманды. Сценография, костюмы, проекции на заднем плане… Фантастика и реальность. Реальность и фантастика…. Мистика. Волшебство. Музыкальность и изощренная сказка Гофмана. Великого и печального.

Текст - Наталья Селиваненко

Фотографии - Елена Лапина