В Москве завершился фестиваль «Уроки режиссуры». Фестиваль "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" придумали и проводят вот уже третий год театральные критики Марина Токарева и Ольга Егошина. Прощальный праздничный вечер прошел на сцене (буквально) гостеприимного  РАМТа.   Получилось  в меру торжественно, очень интеллигентно и по-домашнему мило. Торжественную церемонию режиссировал артист и режиссер Театра "Мастерская Петра Фоменко" Федор Малышев. 

Сначала зрителям показали кадры "документальной" хроники: «случайные прохожие» с экрана отвечали на вопросы корреспондента, знают ли они о таком фестивале и о том, что сегодня вечером – подведение итогов:

- молодая мама (Ирина Горбачева): «Конечно, мы с детьми ходили на все спектакли…а билеты еще есть?»;

- работник общепита (Евгений Цыганов): «Кто ж теперь не знает об уроках режиссуры?»;

«А давайте объединимся и начнем бороться за освобождение мира, за уничтожение национальных барьеров, за уничтожение алчности, ненависти и нетерпимости. Давайте бороться за мир разума, за мир, в котором наука и прогресс создадут всеобщее счастье…», - с этими словами великого Чарли Чаплина на сцену вышел первый ведущий - Иван Добронравов, который не хотел, по его признанию, быть ведущим, но все же объявил торжественное открытие  церемонии награждения лучших  спектаклей и режиссеров. 

Художественный руководитель РАМТа Алексей Владимирович Бородин тепло приветствовал всех участников фестиваля: «Я посмотрел все 16 спектаклей, и у меня возникло ощущение, что потрясающе интересные люди входят в нашу уникальную профессию. Поэтому я с большим интересом наблюдал, как эти «уроки», где младшие смотрят на старших, а старшие – на младших, приобретают особый смысл».

Алексей Владимирович  вручил премию режиссеру Семену Серзину за спектакль "Человек из Подольска" (Ярославль).  Номинация звучала так: "За злободневность темы и решения". Семен Серзин, подошел к микрофону и развел руками, занятыми  цветами, конвертом и символом биеннале - статуэткой Арлекина: «Я еще никогда  ничего не получал, поэтому не знаю, что сказать…большое спасибо всем артистам…».

Приз "За дерзость и отвагу в работе с литературным текстом"  Егору Перегудову - спектакль "Один день в Макондо" -  вручил заместитель руководителя  Компании «Р-Фарм», партнера  фестиваля: «Меня переполняет гордость, что я стою здесь, на этой сцене и участвую в таком прекрасном деле. Я – врач, и мы тоже, когда делаем что-то хорошее, считаем это искусством. А про спектакль Перегудова хочу сказать, что превратить сто лет в один день, в жизнерадостный яркий  спектакль,  это – отвага и искусство…».

Егор Перегудов, поблагодарив  в ответном слове организаторов,  тут же пригласил на сцену своих артистов - разделить ответственность: «Что касается работы над литературным текстом, это была наша общая творческая работа, правда, не все прочитали роман до конца, поэтому некоторые до сих пор думают, что «Один день в Макондо»  – повесть (смех в зале и на сцене)».

"Зобеида" Олега Долина (Москва) получила награду "За новую и вечную театральность". Приз вручал художник и режиссер Дмитрий Крымов. «Это такое опасное дело – ставить Карло Гоцци. Это – фантазия. Было смешно и интересно. Мне очень понравился спектакль, как вы это сделали? Вы будто пробрались туда глубоко и пожали руку Стреллеру и мне, и мне это очень приятно…», - Дмитрий Анатольевич совершенно смутил молодого  режиссера.

Трех вышеназванных лауреатов наградили не только дипломами и статуэтками Арлекина, но также денежными грантами на будущие  постановки спектаклей.

Лучшим спектаклем, по мнению зрителей, стала постановка Алексея Ермилышева "Загадочное ночное убийство собаки" (Архангельск). Архангельского режиссера поздравил  художественный руководитель Театра им. Натальи Сац Георгий Исаакян: «Наверное, неожиданно, что оперного человека просят вручить приз драматическому театру. Я надеюсь, что не очень шокировал своих коллег, потому что мы в опере уже давно привыкли к драматическим режиссерам…».  В качестве награды спектакль Архангельского драматического театра  отправится на гастроли по регионам.

Режиссер церемонии Федор Малышев разместил зрителей на сцене, музыкантов  -  в бельэтаже, а ведущие, сопровождаемые веселой группой нарядных детей (детский хор оперной студии Театра им. Натальи Сац),  поднимались на сцену, энергично перешагивая через кресла партера.

Вручение наград, которое и так не было занудным, оживлялось цитатами классиков и видеофрагментами с важными напутствиями от великих мастеров театра  – Анатолия Эфроса,  Юрия Любимова, Петра Фоменко, Марка Захарова…

Полина Агуреева, пробираясь сквозь зрительские ряды  из зала на сцену,  цитировала  «Письмо о театре» Александра Блока:  «Тот, кто верит в лучшее будущее, должен знать, что это – короткое, переходное время; надо переждать, пока порода сытых, равнодушных и брезгливых людей, давно ненавистных всем артистам и художникам, без различия направлений, покинет навсегда светлые театральные залы и опустится на дно, куда ей и суждено опуститься; другая же порода, неудержимо рвущаяся наверх, – порода людей, душевно голодных, внимательных и чутких, – еще не наполнит этих зал…».

Елена Камбурова исполнила песню Владимира Высоцкого «Канатоходец», посвятив ее актерской и режиссерской профессиям,  требующим особенной ответственности и полной самоотдачи.

В заключение прозвучали слова Председателя СТД  РФ  Александра Калягина: «Я рад, что «Биеннале» проходит уже в третий раз и что фестиваль организован ради одного – чтобы расцветала режиссура. Без режиссера театр – актерская вольница. Если путем этого «Биеннале» выявятся достойные режиссеры, то это будет большая радость…».

О фестивале

Фестиваль основан на биеннальном принципе, то есть раз в два года проводится молодежное биеннале, и также раз в два года - биеннале мастеров. Так, в 2017 году на смотре были представлены постановки молодых режиссеров, а в 2018 году - уже отечественных мастеров и мэтров мировой сцены.

В 2019 году фестиваль прошел в Москве с 21 сентября по 18 ноября, события биеннале посетили 60 тыс. зрителей. Фестиваль посвящен памяти сценографа Давида Боровского и проводится при поддержке Фонда Президентских грантов. В конкурсной программе этого года - свежие постановки молодых режиссеров, чей профессиональный стаж не превышает десять лет. Участниками фестиваля стали 16 молодых режиссеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Новосибирска, Екатеринбурга, Архангельска, Россоши и Канска. Их спектакли были представлены на сценах РАМТа, Театра имени Вахтангова, МТЮЗа, СТИ и других театров. В состав судейской коллегии вошли Алексей Бородин, Адольф Шапиро, Дмитрий Крымов, Римас Туминас, Георгий Исаакян, Григорий Козлов, Борис Морозов.

 Фотографии Александры Авдеевой