10 января 2020 года исполняется ровно 40 лет, как Алексей Владимирович Бородин

руководит Российским государственный академическим Молодежным театром.

Это четыре десятилетия вдохновенного творческого поиска и экспериментов, 35 спектаклей, тысячи репетиций, несколько поколений артистов, режиссеров, зрителей. Все эти годы Бородин создает свой театр, в котором каждый – и требовательный взрослый, и зоркий молодой зритель, и взыскательный театрал – найдет что-то интересное.

Алексей Владимирович родился 6 июня 1941 года в китайском городе Циндао. В 1968 году окончил ГИТИС, курс Юрия Завадского. Ставил спектакли в Смоленске и в Студенческом театре МГУ, с 1973 по 1980 год возглавлял Театр юного зрителя в Кирове. С 1980 года и по сей день руководит РАМТом.

Созданный в начале 1920-х годов как театр для детей, под руководством Бородина театр изменил название, но остался верен своим принципам, своему главному предназначению: воспитывать своего зрителя в духе добра и справедливости, нравственности, правды и уважения к личности.

За годы работы в театре Алексей Владимирович ставил спектакли по произведениям отечественным и зарубежным, классическим и современным. Среди них: «Три толстяка» Ю.Олеши, «Прости меня» В.Астафьева, «Антон и другие» А.Казанцева, «Малыш» А. и Б.Стругацких, «Алеша» В.Ежова и Г.Чухрая, «Ловушка № 46, рост второй» Ю.Щекочихина, «Баня» В.Маяковского, «Король Лир» У.Шекспира, «Большие надежды» Ч.Диккенса, «Одна ночь» Е.Шварца, «Марсианские хроники» Р.Брэдбери, «Дневник Анны Франк» Ф.Гудрич и А.Хаккета, «Портрет» Н.Гоголя и другие. За постановку спектакля «Отверженные» по роману В.Гюго Алексей Бородин награжден Государственной премией России.

Театральному гению Алексея Владимировича покоряются и время, и пространство. Он может вынести действие за пределы зрительного зала, на знаменитую лестницу фойе («Береника» Ж.Расина), поменять местами актеров и зрителей, посадив последних на сцене («Лоренцаччо» А.Де Мюссе), придать оригинальное звучание классике («Вишневый сад» А.П.Чехова) и поставить детектив, для театральной сцены казалось бы совершенно непригодный («Эраст Фандорин» Б.Акунина).

Первым в России, вслед за Королевским Национальным театром в Лондоне и Линкольн-Центром в Нью-Йорке, Бородин поставил драматическую трилогию Тома Стоппарда «Берег утопии» (8 часов сценического действия, более 70 персонажей, 35 лет истории). Впервые в мировой театральной практике все три части – «Путешествие», «Кораблекрушение», «Выброшенные на берег» – были выпущены  одновременно, игрались в один день и держались в репертуаре 10 сезонов.

Алексей Бородин – режиссер, как никто умеющий работать со сложными текстами. В 2012 году он соединил три пьесы Юджина O’Нила в трехактный спектакль «Участь Электры», ювелирно прочертив важнейшие сюжетные линии. В 2015 году после премьеры спектакля «Нюрнберг» по киносценарию Эбби Манна в театральном сообществе заговорили о возрождении публицистического театра. «Демократия» Майкла Фрейна продолжила разговор РАМТа со зрителем о важных общечеловеческих вещах – справедливости и ответственности, умении слушать, слышать и уважать друг друга.

Переплетая эпохи, стили, драматургические принципы, версии и контрверсии исторических событий, Алексей Бородин выстроил театральный пасьянс по произведениям М.Булгакова, А.С.Пушкина и Б.Акунина – спектакль «Последние дни», в котором внятное, четкое чувство театральности опирается на высокую культуру профессии и личности режиссера. По отзывам критиков, в РАМТе «научились рассказывать важнейшие страницы отечественной и мировой истории так, что в сознании зрителей выстраивается сложная и малоизвестная цепь исторических явлений».

В спектакле «Проблема» – «как обычно у Стоппарда, как обычно у Бородина» – микрокосмос и макрокосмос связаны неразрывно: на фоне научных экспериментов и открытий течет обычная человеческая жизнь со своими маленькими взлетами и падениями, своими радостями и проблемами, которые в итоге оказываются важнее и интереснее как для самих героев, так и для зрителей.

Сейчас Алексей Бородин репетирует спектакль «Горе от ума» по «сценической поэме» А.С.Грибоедова. Далее в планах режиссера ­– постановки по роману Алексея Варламова «Душа моя Павел» и новой пьесе Тома Стоппарда «Леопольдштадт».

Алексей Бородин не только талантливый режиссер, но и мудрый педагог. Профессор РАТИ (ГИТИСа), он много лет руководил курсом кафедры Мастерства актера, взрастил плеяду актеров, многие из которых работают сейчас в РАМТе.

Алексей Бородин – народный артист России, лауреат Премии Президента России и Премии Правительства России, награжден Орденом Дружбы и Орденом Почета, Орденом за заслуги перед Отечеством IV и III степени. Бородин отмечен множеством театральных премий, включая Международную Премию К.С.Станиславского за вклад в развитие театральной педагогики.

Все эти 40 лет Алексей Бородин показывает, каким умным, деятельным и открытым может быть современный репертуарный театр. РАМТ под его руководством сочетает традицию и новаторство, предельно открыт всему новому и театральной молодежи. Не зря говорят, что Бородин берет ответственность за новое театральное поколение, формирует его, дает простор для развития новых тенденций в театре.

Сегодня театр Бородина – это слаженный профессиональный творческий организм, это новые идеи и решения, молодые актеры, смелые эксперименты и постоянный творческий поиск. Соединяя разных авторов и разных режиссеров, классику и современность, моноспектакли и полифонические полотна, Алексей Бородин создает внутри театра «броуновское движение», которое идет на пользу и труппе, и публике.