Спектакль Театра им. Маяковского «Школа жен»  в постановке режиссера Миндаугаса Карбаускиса, кажется, в первые минуты довольно сдержанным, напоминающим своей серо-серебристой гаммой холодные воды северных морей, но вскоре на зрительный зал накатывают такие горячие волны страстей, что зрители вытягивают шеи, боясь не захлебнуться, но не пропустить ни слова, ни взгляда из происходящего.  Давно я не наблюдала, чтобы в зале Маяковки так много и хорошо смеялись. 

Спасибо создателям спектакля за добротную литературную основу – текст, который так талантливо, благодаря  режиссеру воплощают на сцене актеры. Публика живо откликается на злободневные шутки и монологи, которыми поэт и переводчик Дмитрий Быков так щедро приукрасил пьесу великого Мольера, бережно сохранив его драматургию.

Интересно, что «Школа жен»  идет в нескольких московских театрах но главный герой этой пьесы нигде не вызывает сочувствия, а лишь злорадство. Мол, хорошо, что престарелому любителю не удалось сорвать цветок невинности, нечего, мол, готовить  себе с младых ногтей жену…

А в театре  Маяковского герой  Анатолия Лобоцкого оказывается столь глубоким, что внушает зрителям множество самых разнообразных эмоций, и, в конце концов, в него даже влюбляешься. Арнольф Лобоцкого строг и ворчлив (внушает, воспитывает, наказывает), нежен и добр (утешает, заботится, любит) и бесконечно заблуждается, как в отношении себя, так и своего окружения. Поэтому его так легко все обводят вокруг пальца и оставляют с носом:

- Милая послушница Агнеса (Наталья Палагушкина) вмиг забывает о многолетней прививке благонравности, страстно влюбляясь в юного сорванца Ораса (Станислав Кардашев). Агнеса – этакий чертенок в тихом омуте. Девушка вспыхивает от нахлынувших чувств, точно сухой хворост, заботливо заготовленный опекуном, но загоревшийся от шальной искры раскаленного взгляда наглого мальчишки. Засиделась девушка в девках: «Мне замуж хочется – замужней можно все…». Она равно рыдает над трупом котенка и над вестью об израненном сердце юноши, но совершенно  спокойно взирает на своего обескураженного происходящим опекуна. «Школу жен» Агнеса окончила успешно, но выпускной бал не состоялся.

- Беспечный Орас, несмотря на свою болтливость и неглубокий ум, становится удачливым соперником, побеждая все рассчитавшего да досадно промахнувшегося опекуна Агнесы. «Затем я двадцать лет себя  готовил к браку, чтобы ему открыли дверь по знаку?!» - горестно вопрошает Арнольф, констатируя предательство. В течение всего спектакля Арнольф будет извлекать несносного мальчишку из-под надвигающейся платформы (сценография Зиновия Марголина), точно нашкодившего щенка из воды. Кстати, ушат холодной воды не помешал бы – остудить не в меру воспаленное воображение юнца.  «Он – из Америки, вся дрянь - оттуда к нам теперь…», - ворчит Арнольф под хохот зала.

- Крестьянская чета хитрованцев в лице Жоржетты (Ольга Ергина)и Алена  (Роман Фомин), прислуживая господина Де ла Сушу, смеется над ним, попутно развлекая народным юмором почтенную публику, всегда готовая угодить «и нашим и вашим».

Остроумное сценографическое решение спектакля (Зиновий Марголин) позволяет представить на почти пустой сцене все, что угодно, благодаря сложной конструкции из трех разъезжающихся платформ. Выдвигая  одних героев на авансцену, других конструкция удаляет от зрительного зала, чтобы потом, в нужный момент, молниеносно вернуть.

На фоне пиршества разных оттенков царящего серого бросаются в глаза красные каблуки и подошвы дорогих ботинок Арнольфа (художник по костюмам – Мария Данилова). Уверенной поступью в начале спектакля вышагивает господин Де Ла Суш, так самодовольно нарек себя Арнольф. Со времен Людовика XIV–го красные каблуки считались отличительным признаком аристократии: только знатные персоны имели право носить такие. Не так давно французские законодатели мод (Кристиан Лабутен и Ив Сен Лоран) сражались в суде за право украшать свою фирменную обувь красной подошвой. При этом продавали ее за такую цену, которая была доступна лишь модникам, не жалеющих средств, чтобы быть в тренде и отличаться от обычных людей,  хотя бы красным каблуком. Модники даже не подозревают, что ничем не отличаются от целой  группы  «товарищей Де Ла Сушей».

В Маяковку на «Школу жен» хорошо идти компанией или семьей, чтобы после спектакля еще долго обсуждать, смакуя цитаты из текста и детали актерской игры. Столько прекрасных монологов подарил Дмитрий Быков герою Анатолия Лобоцкого, которые артист, в свою очередь окрашивает невероятным множеством оттенков, что к концу спектакля преисполняешься благодарностью за чудесное театральное Искусство, которое мы все так любим.  

фотографии с официального сайта театра