Немногие знают, что в Москве есть Армянский театр, которому 100 (сто!) лет! В двадцатых годах прошлого века открылась Армянская театральная драматическая студия под руководством Сурена Хачатурова (брат знаменитого композитора Арама Хачатуряна). Сам Станиславский там преподавал и ставил спектакли. С актерами работали: Евгений Вахтангов, Рубен Симонов, Юрий Завадский. В спектаклях участвовали: Елена  Гоголева, Владимир Яхонтов, Василий Качалов. Закрыли студию усилиями Лаврентия Берии в 1952 году. Ровно через полвека театр возродил театральный режиссер и актер Слава Степанян. Театр работает двадцать лет, играет спектакли на русском, армянском языках, иногда на языке оригинала пьес.

Режиссер Слава Степанян  поставил драму «Эй, кто-нибудь!» по пьесе знаменитого американского писателя армянского происхождения Уильяма Сарояна. В главных ролях – Виталий Маркс и Зита Бадалян. Они – два Человека среди ожесточенной толпы равнодушных к чужой боли людей. Слава Степанян намеренно усилил страдания чужака, представив  несколько живых образчиков вульгарного продажного мира, в котором оказывается молодой бродяга, никому не желавший зла, но из-за клеветы попадающий в тюрьму, из которой ему нет выхода.

Спектакль «Эй, кто-нибудь!» – о тотальном одиночестве, о том, как сложно выживать чужакам в обществе, где никому нет, и не будет до тебя дела.

Сильный здоровый парень, бродяжничая в незнакомом месте, слишком уязвим, поскольку одинок. Избитый, униженный, лишенный свободы, из последних сил он взывает к помощи и, совсем отчаявшись, оживает лишь, когда на призыв: «Эй, кто-нибудь!», откликается женский голос.

 

Режиссер дает зрителям возможность самим вообразить стены камеры. Брошенный на покореженный пол закрытый замок, который безрезультатно пытается вскрыть несчастный заключенный, означает крушение всех надежд, невозможность выхода на свободу. Пол камеры в виде круглого пьедестала символизирует затерянный в океане крошечный островок, на котором оказался потерпевший человек. Похоже, ему отсюда уже не выбраться… ключей над головой много, но не один не подойдет...

Молодая уборщица Эмили, служащая в тюрьме, единственная, кто проявляет сострадание. На какое-то мгновение у заключенного появляется надежда на спасение. Некрасивая девушка также одинока и несчастна, и также несвободна, хотя не сидит за решеткой. Она пытается спасти человека, в которого уже влюблена лишь потому, что он сказал ей пару ласковых слов. А много ли надо неизбалованной вниманием, странной девушке? В тот момент, когда бродяга и уборщица оказываются в объятиях друг друга, оба кажутся такими прекрасными и счастливыми, что сердце замирает. Эмили готова на все, даже пожертвовать собой, чтобы спасти любимого.

«Всегда надо иметь кого-то, кто, даже зная, что ты плохой, всё равно любит тебя. Я знаю, что я плохой, но тут я ничего не могу поделать. А если ты пойдёшь со мной, я буду самым хорошим человеком…», – мечтает, обретя сочувствие и любовь, обвиненный в преступлении, запутавшийся человек.

Конечно, свобода – понятие эфемерное, но в момент любви человек способен воспарить над бытом, над неудачей, над ненавистью и стать счастливым, хоть на мгновение. Когда таких мгновений становится больше, мир меняется к лучшему.

Самопожертвование девушки преображает парня, побеждает его эгоизм, разрушает ложь во спасение, и он, спасая девушку, отсылает ее с поручением подальше, готовясь  бесстрашно и бесстрастно принять все, что уготовил ему злой рок.

фотографии с официального сайта театра