Хвала котам, артистам и зрителям

Театральная компания «Вахтанговский практикум» набирает обороты, пополняя репертуар разножанровыми спектаклями, демонстрируя каждым спектаклем  невероятный творческий рост и огромный потенциал.

Среди постановок художественного руководителя театра-студии Аси Князевой уже есть остро-актуальная – «Мама, я Блогер», шуточная – «Чепуха», серьезная – «Дневник писателя». У молодого театрального коллектива определенно нарисовалось свое, ни на кого не похожее, очень симпатичное лицо.

В своей новой работе "Хвала котам" режиссер Ася Князева объединила пьесу Людвига Тика «Кот в сапогах» и рассказ Эрнста Гофмана «Необыкновенные страдания директора театра», создав оригинальную инсценировку в комедийной канве. Сюжеты  немецких авторов сплетаются в занятный клубок, однако не сливаются и не размазываются, оставаясь объектом пристального режиссерского, а затем и зрительского внимания.

«Вахтанговский практикум», вооруженный профессиональным мастерством, а дотошной любознательностью и иронией, пытается разобраться в сложнейшем вопросе: что же такое театр, кто в нем главный, от кого и от чего зависит происходящее на сцене и в зале, и кто имеет больше влияния – критик или зритель.

Режиссер Ася Князева: «Эти вещи между собой очень связаны. В тексте Гофмана директора, беседуя о театре, в том числе, размышляют и о пьесах Тика «Кот в сапогах» и «Театр наизнанку». Мы – коллектив, не имеющий своего дома, мы хотим заниматься театром, поэтому нам важно было поговорить о самом Театре, о разных формах существования, о проблемах внутри театра, о себе… что мы и сделали с помощью шутки, пародии, игры, и конечно, нам важно услышать отклик зала. Сейчас такое время, когда не понимаешь, о чем говорить, что хочет услышать зритель. Мы не хотим никого обидеть, мы – и к себе жестоки, и к зрителям и к театру, но мы всех любим…».

 

Сцену заполняют стулья - «вешалки» (театр же должен  начинаться с вешалки), образуя первый ряд партера. Выходят двое нервных мужчин, они и есть -  директора театров. Между ними происходит спор, в котором не рождается никакой истины, ибо т-с-с-с, все решает почтеннейшая публика, и директора это знают лучше других. Публика - главное действующее лицо в Театре, спектакль "Хвала котам" -  и об этом тоже.

На места в установленном первом ряду претендуют забавные персонажи, пародирующие/ разоблачающие разнообразные  архетипы зрителей, то есть, по сути, обыкновенных людей. Колоритная публика рассаживается, но кто-то оказывается на чужом месте, которое тут же приходится уступать.

Театр абсурда и театр комедии, трагические маски и клоунские физиономии – все это перетасовывается в шуточной игровой форме. Настоящие зрители в зале с удовольствием разглядывают ожившие маски «хвастуна» и «социопата», «интриганки» и «моралиста», «кокетки» и «отщепенца». Для кого-то это – увеличительное стекло, направленное на соседа, для кого-то – зеркало…

 

Великолепные костюмы Екатерины Мирошниченко и грим Виктории Слащилиной настолько выразительны, что артистам остается лишь  соответствовать. Впрочем, артисты «Вахтанговского практикума» легко  вписываются в гиперболизированную театральность. Играют легко, свободно перемещаясь, переодеваясь на ходу и попутно вытанцовывая хитроумный пластический рисунок мизансцен. Зрителям же приходится догадываться, кто перед ними: актер или его герой.

 

В предыдущем спектакле по Достоевскому «Дневник писателя» артисты уже работали с куклами, в новой постановке еще больше поднаторели. Кукольный котик замечательно вмешивается в действие, претендует на главную роль, добавляя юмора в общую забавную палитру.

 

Пародия на зрителей вышла одновременно смешной и жесткой. Попутно авторы спектакля разобрались с «хорошим вкусом», нетерпимостью, претензиями и нетерпеливостью.

Артисты, молниеносно срывая друг с друга маски и детали костюмов, превращаются в «зрителей», котов, королей, принцесс и… снова артистов – зрителей, успевая взаимодействовать с залом, который, затаив дыхание, с восторгом следит за происходящим. Настроение зала зависит от игры артистов, которая, в свою очередь, зависит от настроения зала, и каждый должен отдавать себе в этом отчет.

 

В спектакле с уже узнаваемой поклонниками музыкой Ивана Авдеева, наряду  с классическими масками итальянской Комедии дель Арте и их игровой шаржевой природой используются документальные видео-проекции Дениса Смирнова. Вся эта великолепная театральность озаряется таинственным светом художника Михаила Глейкина, а также остроумными по форме люстрами, неожиданно включающимися в игру.

 

В ролях:

 Гоша Шимоненко Георгий Шимоненко-Алиханов, Антон Власов Антон Власов, Олег Парменов/Вадим Степанов, Иван Авдеев, Руслан Погодин, Вероника Фаворская/Мария Лисовая, Полина Утукина, Софья Игрушкина/Анна Карабаева, Тома Лаврик.