Вначале на сцену для торжественного открытия вышли директор фестиваля «Золотая маска» Мария Ревякина и президент фестиваля Георгий Тараторкин и после приветствия и краткого подведения итогов спустились в зал.
Георгий Тараторкин начал приветствие с благодарственных слов:
- С момента создания «Золотой маски» прошло двадцать лет. Были триумфы и разочарования, но всегда было сознание, что мы делаем настоящее, необходимое, правильное дело. Мы благодарим всех, кто участвовал в жизни национальной фестиваля. Людей, которые стояли у истоков, растили, пестовали, дарили свои идеи, труд, более ста человек. Более пятисот человек за эти годы были экспертами и членами жюри. Это наш общий праздник, общая история. Двадцать лет – серьезный этап. Что нас ждет впереди, не загадываю, но надеюсь, что сохраниться самое дорогое, самое важное – наше театральное братство. Об этом говорил Михаил Александрович Ульянов в самом начале пути.
Мария Ревякина отметила, как вырос фестиваль за эти годы:
- Михаил Александрович Ульянов предложил эту замечательную идею: присуждать высшую награду страны от профессионалов профессионалам. Сегодня наш фестиваль объединяет страну. Он развивается, в него уже вошли и постоянно добавляются новые проекты: это и «Маска Плюс», и продвижение российского театра за рубеж, и «Премьеры Мариинского, Александринского и Малого драматического театра в Москве». Стартовали проекты: "Контекст. Актуальные зарубежные спектакли" и «Лучший из миров. История российского театра, рассказанная им самим». Наш театральный фестиваль отражает театральную ситуацию и настроения за сезон. Театр – не только праздник, но и великий труд. Театр – возможность говорить о проблемах через дискуссию, минуя погромы, агрессию. Мы очень надеемся, что театр будет жить долго-долго. А сейчас я хочу поздравить нашего Президента…», - в зале повисла пауза, - «Президента нашего фестиваля, который является им вот уже двадцать лет!», - и под аплодисменты вручила огромный букет белых роз растерявшемуся Георгию Тараторкину.
А дальше началось само действие. Обманчиво наведя на зрителей тоску трудным сочинением композитора Маноцкова (фанфары для двадцати труб), авторы и постановщики капустника принялись «срывать маски». Герой Сергей Епишева отчаянно звонил двадцати известным режиссерам, предлагая им бесплатно поработать над концепцией юбилейного вечера, а зал живо реагировал на узнаваемые ответы.
Так: Константин Богомолов, срифмовав праздник-мразник, от предложения отказался и гневно написал об этом в фейсбуке, Юрий Бутусов готов был представить танцы посреди груды разбитых Золотых масок, Дмитрий Волкострелов предложил ничего не делать в течение двух часов, на что герой Епишева поинтересовался: «А можно только час?». Сергей Женовач рекомендовал сначала выпить чаю, а все разговоры отложить на потом. Андрей Житинкин, недоверчиво восприняв предложение за розыгрыш, быстро нашелся и выдвинул свою концепцию: «Гости собираются, собираются, собираются…и сразу банкет! Вся фишка в стерляди…». У гениального Анатолия Васильева телефон, как обычно, оказался недоступен, а Миндаугас Карбаускис ответил по мобильному, что в настоящий момент паркуется, и в зале засмеялись, вспомнив недавние злоключения литовского режиссера с российской визой из-за штрафа. Михаил Угаров озвучил парадоксальную мысль: «Пусть актеры на сцене не играют, а зачитывают протоколы заседаний экспертных советов…».
Вечер продолжился офисным танцем юных сотрудниц «Золотой маски» под руководством хореографа Анны Абалихиной.
Гвоздем программы стал мини-мюзикл «Успех» с участием артиста-универсала Алексея Девотченко и блистательного женского трио (Виктория Исакова, Александра Урсуляк и Лика Рулла). Смело, остроумно и с большим драйвом авторы и исполнители прошлись по наболевшему: духовно нищей публике, надвигающимся серым массам, подписантам «одобряющих» писем, агрессивным цензорам и защитникам фальшивой морали. Зал ответил признательной овацией.
Затем последовала презентация театральных моделей: молодые актеры московских театров, проезжая по кругу сцены демонстрировали необузданную фантазию театральных художников и режиссеров-постановщиков, а публика оживленно реагировала. Так зрителям в числе прочих были представлены: театр СТИ – еще одна модель русского театра, выращивается в фабрично-тепличных условиях при активной эксплуатации детского труда; частный экологичный театр Коляды – модель создана исключительно из отходов человеческого производства; московский экспериментальный центр новой драмы Практика, девиз этой уникальной модели - духовная практика и практичная духовность; МХТ им. Чехова представили сестры Карамазовы или послушницы МХТ, монастыря художественных творцов; Академический Мариинский театр – «это просто очень-очень-очень красиво, давайте полюбуемся, молча…»…
В финале 20 двадцатилетних студентов Школы-студии МХАТ (курс Дмитрия Брусникина) ответили на вопрос, каким они представляют свое будущее через 20 лет. Каждому отсчитывалось 20 секунд, для кого-то их оказалось мало, а кому-то не потребовалось ни одной…