http://cs411525.vk.me/v411525715/7bdd/HImSozcNA18.jpg

В Международный День Театра состоялся праздничный вечер «Золотая маска. 20 лет», на который собралась вся театральная Россия. Просторные фойе и лестницы Театра имени Вахтангова быстро заполнялись театральным людом. Артисты, режиссеры, художники радостно встречались, обнимались и поздравляли друг друга с профессиональным праздником. Все с нетерпением ждали острого капустника от авторов, прославившихся в последние годы сочинением на злободневные темы. Над его содержанием в условиях страшной тайны трудились режиссеры Кирилл Серебренников (он - автор идеи), Филипп Григорьян, Константин Богомолов, хореограф Анна Абалихина, композитор Александр Маноцков и многие другие. «Маска» смело доверила все происходящее экспериментаторам, задав им лишь общую тему вечера: «Что такое 20 лет с точки зрения молодой режиссуры, молодых хореографов, композиторов?».

Вна­ча­ле на сцену для тор­же­ствен­но­го от­кры­тия вышли ди­рек­тор фе­сти­ва­ля «Зо­ло­тая маска» Мария Ре­вя­ки­на и пре­зи­дент фе­сти­ва­ля Ге­ор­гий Та­ра­тор­кин и после при­вет­ствия и крат­ко­го под­ве­де­ния ито­гов спу­сти­лись в зал.

Ге­ор­гий Та­ра­тор­кин начал при­вет­ствие с бла­го­дар­ствен­ных слов:

- С мо­мен­та со­зда­ния «Зо­ло­той маски» про­шло два­дцать лет. Были три­ум­фы и разо­ча­ро­ва­ния, но все­гда было со­зна­ние, что мы де­ла­ем на­сто­я­щее, необ­хо­ди­мое, пра­виль­ное дело. Мы бла­го­да­рим всех, кто участ­во­вал в жизни на­ци­о­наль­ной фе­сти­ва­ля. Людей, ко­то­рые сто­я­ли у ис­то­ков, рас­ти­ли, пе­сто­ва­ли, да­ри­ли свои идеи, труд, более ста че­ло­век. Более пя­ти­сот че­ло­век за эти годы были экс­пер­та­ми и чле­на­ми жюри. Это наш общий празд­ник, общая ис­то­рия. Два­дцать лет – се­рьез­ный этап. Что нас ждет впе­ре­ди, не за­га­ды­ваю, но на­де­юсь, что со­хра­нить­ся самое до­ро­гое, самое важ­ное – наше те­ат­раль­ное брат­ство. Об этом го­во­рил Ми­ха­ил Алек­сан­дро­вич Улья­нов в самом на­ча­ле пути.

http://cdn12.img22.ria.ru/images/36504/62/365046278.jpg

Мария Ре­вя­ки­на от­ме­ти­ла, как вырос фе­сти­валь за эти годы:

- Ми­ха­ил Алек­сан­дро­вич Улья­нов пред­ло­жил эту за­ме­ча­тель­ную идею: при­суж­дать выс­шую на­гра­ду стра­ны от про­фес­си­о­на­лов про­фес­си­о­на­лам. Се­год­ня наш фе­сти­валь объ­еди­ня­ет стра­ну. Он раз­ви­ва­ет­ся, в него уже вошли и по­сто­ян­но до­бав­ля­ют­ся новые про­ек­ты: это и «Маска Плюс», и про­дви­же­ние рос­сий­ско­го те­ат­ра за рубеж, и «Пре­мье­ры Ма­ри­ин­ско­го, Алек­сандрин­ско­го и Ма­ло­го дра­ма­ти­че­ско­го те­ат­ра в Москве». Стар­то­ва­ли про­ек­ты: "Кон­текст. Ак­ту­аль­ные за­ру­беж­ные спек­так­ли" и «Луч­ший из миров. Ис­то­рия рос­сий­ско­го театра, рас­ска­зан­ная им самим». Наш те­ат­раль­ный фе­сти­валь от­ра­жа­ет те­ат­раль­ную си­ту­а­цию и на­стро­е­ния за сезон. Театр – не толь­ко празд­ник, но и ве­ли­кий труд. Театр – воз­мож­ность го­во­рить о про­бле­мах через дис­кус­сию, минуя по­гро­мы, агрес­сию. Мы очень на­де­ем­ся, что театр будет жить дол­го-дол­го. А сей­час я хочу по­здра­вить на­ше­го Пре­зи­ден­та…», - в зале по­вис­ла пауза, - «Пре­зи­ден­та на­ше­го фе­сти­ва­ля, ко­то­рый яв­ля­ет­ся им вот уже два­дцать лет!», - и под ап­ло­дис­мен­ты вру­чи­ла огром­ный букет белых роз рас­те­ряв­ше­му­ся Ге­ор­гию Та­ра­тор­ки­ну.

А даль­ше на­ча­лось само дей­ствие. Об­ман­чи­во на­ве­дя на зри­те­лей тоску труд­ным со­чи­не­ни­ем ком­по­зи­то­ра Ма­ноц­ко­ва (фан­фа­ры для два­дца­ти труб), ав­то­ры и по­ста­нов­щи­ки ка­пуст­ни­ка при­ня­лись «сры­вать маски». Герой Сер­гей Епи­ше­ва от­ча­ян­но зво­нил два­дца­ти из­вест­ным ре­жис­се­рам, пред­ла­гая им бес­плат­но по­ра­бо­тать над кон­цеп­ци­ей юби­лей­но­го ве­че­ра, а зал живо ре­а­ги­ро­вал на узна­ва­е­мые от­ве­ты.

Так: Кон­стан­тин Бо­го­мо­лов, сриф­мо­вав празд­ник-мраз­ник, от пред­ло­же­ния от­ка­зал­ся и гнев­но на­пи­сал об этом в фейс­бу­ке, Юрий Бу­ту­сов готов был пред­ста­вить танцы по­сре­ди груды раз­би­тых Зо­ло­тых масок, Дмит­рий Вол­ко­стре­лов пред­ло­жил ни­че­го не де­лать в те­че­ние двух часов, на что герой Епи­ше­ва по­ин­те­ре­со­вал­ся: «А можно толь­ко час?». Сер­гей Же­но­вач ре­ко­мен­до­вал сна­ча­ла вы­пить чаю, а все раз­го­во­ры от­ло­жить на потом. Ан­дрей Жи­тин­кин, недо­вер­чи­во вос­при­няв пред­ло­же­ние за розыг­рыш, быст­ро на­шел­ся и вы­дви­нул свою кон­цеп­цию: «Гости со­би­ра­ют­ся, со­би­ра­ют­ся, со­би­ра­ют­ся…и сразу бан­кет! Вся фишка в стер­ля­ди…». У ге­ни­аль­но­го Ана­то­лия Ва­си­лье­ва те­ле­фон, как обыч­но, ока­зал­ся недо­сту­пен, а Мин­да­у­гас Кар­ба­ус­кис от­ве­тил по мо­биль­но­му, что в на­сто­я­щий мо­мент пар­ку­ет­ся, и в зале за­сме­я­лись, вспом­нив недав­ние зло­клю­че­ния ли­тов­ско­го ре­жис­се­ра с рос­сий­ской визой из-за штра­фа. Ми­ха­ил Уга­ров озву­чил па­ра­док­саль­ную мысль: «Пусть ак­те­ры на сцене не иг­ра­ют, а за­чи­ты­ва­ют про­то­ко­лы за­се­да­ний экс­перт­ных со­ве­тов…».

Вечер про­дол­жил­ся офис­ным тан­цем юных со­труд­ниц «Зо­ло­той маски» под ру­ко­вод­ством хо­рео­гра­фа Анны Аба­ли­хи­ной.

Гвоз­дем про­грам­мы стал ми­ни-мю­зикл «Успех» с уча­сти­ем ар­ти­ста-уни­вер­са­ла Алек­сея Де­вот­чен­ко и бли­ста­тель­но­го жен­ско­го трио (Вик­то­рия Ис­а­ко­ва, Алек­сандра Ур­су­ляк и Лика Рулла). Смело, ост­ро­ум­но и с боль­шим драй­вом ав­то­ры и ис­пол­ни­те­ли про­шлись по на­бо­лев­ше­му: ду­хов­но нищей пуб­ли­ке, на­дви­га­ю­щим­ся серым мас­сам, под­пи­сан­там «одоб­ря­ю­щих» писем, агрес­сив­ным цен­зо­рам и за­щит­ни­кам фаль­ши­вой мо­ра­ли. Зал от­ве­тил при­зна­тель­ной ова­ци­ей.

Затем по­сле­до­ва­ла пре­зен­та­ция те­ат­раль­ных мо­де­лей: мо­ло­дые ак­те­ры мос­ков­ских те­ат­ров, про­ез­жая по кругу сцены де­мон­стри­ро­ва­ли необуз­дан­ную фан­та­зию те­ат­раль­ных ху­дож­ни­ков и ре­жис­се­ров-по­ста­нов­щи­ков, а пуб­ли­ка ожив­лен­но ре­а­ги­ро­ва­ла. Так зри­те­лям в числе про­чих были пред­став­ле­ны: театр СТИ – еще одна мо­дель рус­ско­го те­ат­ра, вы­ра­щи­ва­ет­ся в фаб­рич­но-теп­лич­ных усло­ви­ях при ак­тив­ной экс­плу­а­та­ции дет­ско­го труда; част­ный эко­ло­гич­ный театр Ко­ля­ды – мо­дель со­зда­на ис­клю­чи­тель­но из от­хо­дов че­ло­ве­че­ско­го про­из­вод­ства; мос­ков­ский экс­пе­ри­мен­таль­ный центр новой драмы Прак­ти­ка, девиз этой уни­каль­ной мо­де­ли - ду­хов­ная прак­ти­ка и прак­тич­ная ду­хов­ность; МХТ им. Че­хо­ва пред­ста­ви­ли сест­ры Ка­ра­ма­зо­вы или по­слуш­ни­цы МХТ, мо­на­сты­ря ху­до­же­ствен­ных твор­цов; Ака­де­ми­че­ский Ма­ри­ин­ский театр – «это про­сто очень-очень-очень кра­си­во, да­вай­те по­лю­бу­ем­ся, молча…»…

В фи­на­ле 20 два­дца­ти­лет­них сту­ден­тов Шко­лы-сту­дии МХАТ (курс Дмит­рия Брус­ни­ки­на) от­ве­ти­ли на во­прос, каким они пред­став­ля­ют свое бу­ду­щее через 20 лет. Каж­до­му от­счи­ты­ва­лось 20 се­кунд, для ко­го-то их ока­за­лось мало, а ко­му-то не по­тре­бо­ва­лось ни одной…