Король умирает в течение всей пьесы – так придумал драматург Эжен Ионеско. Но «Король умирает» – не трагедия, а некая фантазийно - реальная, абсурдно - трагикомичная история, происходящая в отдельно взятой стране, и каждый зритель, в силу своего бэкграунда, может провести параллели. Ни сюжета, ни особого действия в спектакле Владимира Мирзоева почти нет, однако за полтора часа определяются важные границы между жизнью и смертью, здравым смыслом и иллюзиями. Реакции и взгляды публики могут не совпадать с мнением авторов пьесы или спектакля, но опубликованная в середине двадцатого века история не может не поразить актуальностью зрителей первой трети двадцать первого века.
Король (Никита Тарасов), десятки лет правящий страной, не желает смириться с тем, что его жизнь и его правление государством когда-нибудь могут закончиться, а тем временем, конец приближается – осталось полтора часа, о чем смело предупреждает ближайшее окружение.
Король не согласен с законами природы, с немощью, с возрастом, с диагнозом хладнокровного доктора (Олег Дуленин) и с мнением первой жены - Королевы Маргариты (Елена Коренева).
Доктор и Маргарита пытаются примирить Короля с приближающейся кончиной, но тот сопротивляется, как капризный ребенок неотвратимому наказанию за свои проступки.
Он всех вокруг ненавидит (кроме любимой жены Марии)
и все еще пытается приказывать, но его неудачные потуги доказать ускользающую силу и власть всех смешат и лишь молодую Королеву Марию (Мария Карлсон) расстраивают до слез.
Его самостийное Величество столь долго повелевал своей вселенной, приказывал солнцу вставать и садиться, что возомнил подчинить саму смерть, однако теперь ни королева Маргарита, ни доктор, ни страж (Дмитрий Асташевич), ни служанка Джульетта (Юлия Салмина) не воспринимают его всерьез.
Страж советует Королю принять смерть красиво, как в балете "Спартак".
Поданных у Короля – по пальцам перечесть, «министры в отпуске, остались одни кретины» поэтому каждый оставшийся приближенный должен исполнять по нескольку ролей.
Доктор – он же хирург, он же – палач, он же – бактериолог и астролог. Страж – он же палач и дворецкий. Служанка – она же сиделка и т.д.
Процветающее когда-то королевство превратилось в развалины, бездарное руководство извело население. «Кризис можно было и предвидеть, но все идет по плану». Войны, эпидемии и казни, в замке буйствует паутина (даже голову Королевы Марии окутывает паутина, увенчанная паучком), служанке надоело убирать пыль, которая немедленно образуется на том же месте.
Король (Никита Тарасов) походит на несмышленого эгоистичного мальчишку, крушащего фигурки в игрушечном королевстве, где казнят и понарошку. При новом упоминании, что ему отпущен час с небольшим, король обращается к «народу»: «Дорогие братья и сестры, может, кто-то из вас хочет умереть вместо вашего короля? Никто не хочет? Тогда антракт…», – и зрители с улыбкой выходят подышать свежим воздухом.
Во втором действии Король все еще продолжает цепляться за жизнь. Преступное прошлое давит тяжким грузом, ноги его не держат. Никто, кроме любящей Марии (Мария Карлсон), не жалеет и не желает продлить Королю пребывание на истерзанной им земле. Марии кажется, что любовь может спасти ее дорогого мужа. Она не замечает его жестокости и самодурства, глаза ее все время блестят от слез, что дико раздражает суровую Маргариту.
Первая жена бросает Королю справедливые обвинения: «Ты ничего не сделал для страны, хотя в твоем распоряжении были лучшие ученые! Ты книг не читал! Ты казнил моих родителей, устранил всех конкурентов…». Крыть тому нечем.
И все же… Маргарита (Елена Коренева) любила его когда-то... она пытается облегчить и ускорить его томительный уход: «Тебе все еще кажется, что весь мир – это ты. Не беспокойся, ты уйдешь – мир останется. Выпрямись! Не сжимай руку в кулак. Что ты там держишь? Ты зажал в кулак все свое королевство. Разожми пальцы. Я тебе приказываю разжать пальцы! Выпусти равнины, горы, реки... Вот так. Это всего только пыль…».
Пыль, прах (художник Алиса Меликова) все окружение короля по очереди пытается удержать в пальцах нечто сыпучее, невесомое, как бы примериваясь, но время никому не подвластно.
Чем ближе финал, тем спасительней для оставшихся.
Бессмертие обесценивает земное существование, не надо чахнуть над бессмысленным «златом власти», ценить надо саму жизнь, чтобы достойно уйти и оставить миру мир.
Команда спектакля
Режиссер: Владимир Мирзоев
Художник: Алиса Меликова
Продюсер: Олег Карлсон
Драматург: Эжен Ионеско
В ролях
Король — Никита Тарасов
Маргарита — Елена Коренева
Мария — Мария Карлсон
Джульетта — Юлия Салмина
Доктор — Сергей Беляев, Олег Дуленин
Страж — Дмитрий Асташевич
фотографии Александры Астаховой