«Марина, вы всегда будете меня любить..."

Режиссер Владислав Наставшев на Новой сцене выпустил «Повесть о Сонечке» по одноимённому произведению Марины Цветаевой. Творчество Марины Цветаевой дорого вахтанговцам, ведь Марина близко дружила со студийцами-вахтанговцами, которые в годы бурь и лишений продолжали заниматься искусством.

Благодаря поэту Павлу Антокольскому, в стихи которого Цветаева, случайно услышав в поезде, немедленно влюбилась, она познакомилась с артистом Юрием Завадским, произведшего на нее сильнейшее впечатление. Вдохновившись театром, Марина написала девять стихотворных пьес, которые были столь необычны, что до сих пор редкий режиссер осмеливается работать с таким сложным поэтическим материалом.

Владислав Наставшев решился и победил. Постановочная группа была на одной волне с режиссером, поэтому спектакль воспринимается единым завораживающим художественным полотном. Мысль художников обращена нематериальному.

Сцена представляет собой (сценография Владислава Наставшева и Валерии Барсуковой) песчаный холм, на котором возлежит опрокинутый книжный шкаф, впоследствии играющий роль гроба, и парящее  кресло.

 

Песок – зыбучая вечность, его невозможно приручить даже в песочнице. «Повесть о Сонечке» была написана в местечке Lacanau-Océan, где Цветаева на отдыхе любовалась песчаными дюнами, громоздящимися на берегу океана. Несомненно, постановщики помнили об этом, составляя свою  сценическую картину.

Музыкальное оформление Ивана Лубенникова, костюмы от Майи Майер и свет от Руслана Майорова составили сложносочиненную партитуру нового произведения, которую оценят вахтанговские зрители.

Марина (Евгения Крегжде) – страстная экзальтированная натура всю жизнь вдохновлялась только любовью, без которой она умирала. Такой же была и ее трепетная подруга Сонечка (Ксения Трейстер) – юная актриса Мансуровской студии Соня Голлидэй, которой поэт Цветаева посвятила через двадцать лет свою повесть, когда в эмиграции, узнала о смерти Сонечки.

Подруги были влюблены в одних и тех же учеников Евгения Вахтангова (Юрия Завадского и Владимира Алексеева) и друг в друга. Когда Соня, сверкая страстными очами, с восторгом говорит о любви, надо видеть какими влюбленными глазами и с какой нежностью на нее смотрит Марина. «Марина, вы всегда будете меня любить потому, что я скоро умру…не знаю, почему, ведь я так люблю жизнь…».

Актрисы выдыхают свои монологи,  переплетают их в диалог так плотно, что плетенье становится единым полотном.

– Марина, меня бог простит, что я многих целовала?

– А вы думаете, бог считал?

– А я тоже не считала…

Какая прелесть эта маленькая трепетная большеглазая Сонечка, актриса – «птица», так называла ее влюбленная Марина! Обе они свободно воспаряли над бытом, повседневностью, презирая комфорт.

Сонечка была готова в любую минуту умереть без любви, в итоге она пожертвовала начинающейся блестящей карьерой и уехала в далекую провинцию за любимым человеком.

Ксения Трейстер: «Основная сложность была в том, чтобы не уйти в описание, так как в тексте Цветаевой почти отсутствует драматургия, являющаяся игровой основой. Роль складывается не только из пьесы, но из отрывков, образов, эмоций, накопленных задолго до постановки.

Быстрая смена деталей, будь то красный платочек или черная косынка, бумажный кулек с орешками или шкаф, оказывающийся гробом в цветах,  мгновенно преобразует мизансцены.

Примерно дюжина мужских персонажей под общим наименованием «Он» выпала на долю молодому артисту Константину Белошапке, чем он очень доволен – есть возможность несколько раз за вечер  перевоплотиться до  полного неузнавания, работать на контрасте, что присуще Вахтанговской школе.

Юнкер, который в поезде читал стихи Павла Антокольского, сам поэт Антокольский, Юра Завадский, Володя Алексеев, Алексей Стахович, Вахтанг Мчеделов, моряк, прохожий, буржуй… – реальные и выдуманные герои Цветаевой, а потом и постановочной командой спектакля.

Необычная поэтическая Вселенная, родившаяся на Новой сцене, несомненно,  притянет своим невероятным многожанровым обаянием тонких ценителей Искусства.

И как же красивы все артисты и всё в этой постановке – оторваться невозможно!

фотографии автора