Гроза женского роду


Сегодня, когда большинство населения устало от вечных новостей о конце света, катастрофах, а гибель людей воспринимается почти обыденно, кому нужно так подробно, как это сделано в спектакле «Гроза» Театра им. Вахтангова, разбираться в человеческих и семейных отношениях, в причинно-следственных связях самоубийства одной несчастной женщины? Ответ, как говорится, однозначный: это нужно нам.

Хрестоматийная пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» всегда была одной из самых популярных на театральных подмостках и служила отличным бенефисом актрисам двух разных поколений труппы, играющих Кабаниху и Катерину. Каждый советский ученик в школе старательно усваивал, что Катерина – «луч света в темном царстве» консервативного русского быта и однозначно записывал Кабаниху в злодейки.
В театре им. Вахтангова, где исторически сторонятся бытовых подробностей, представили знаменитую пьесу так, как ее мог бы написать, пожалуй, Лермонтов. С новой вахтанговской сцены романтично и страшно прозвучало эхо давно написанной истории.
Режиссер Уланбек Баялиев привычно-хрестоматийные персонажи обратил в живых людей, которые смеются и плачут, жалеют и любят, ненавидят и тоскуют... И, пусть спектакль забирает не сразу - какие-то минуты ты еще сопротивляешься, недоумевая, откуда в пьесе, например, «несчастный счастливец», некий самоуверенный Кот (пластичный Витайс Семеновс), потом удивление перерастает в симпатию, ведь бессловесное создание – единственное утешение и развлечение бедной Кати, и каждое появление «кота» уже встречаешь с интересом.

В спектакле проживает еще старый говорящий пес (трогательный Анатолий Меньщиков), и оба сказочных героя добавляют действию некий аллегорический смысл. Почти в одном ряду с ними еще один герой: пьяненький Кулигин (интеллигентнейший Юрий Красков) – умница, поэт-изобретатель, восторгающийся закатами на Волге и достижениями цивилизации, который так и останется непонятым никем одиночкой. Остальным обитателям города Калинова не до природы, не до животных и не до самородка-самоучки.

Музыка композитора Фаустаса Латенаса звучит заунывно-протяжно, она заполняет все пространство, затрагивает все струны души, порой кажется, будь музыка другой, и герои поступали бы иначе. Когда появляются главные действующие лица, кажется, сам воздух становится гуще, как перед грозой, а в воронку событий затягиваются все, в том числе, и зрители.
Волги, на берегу которой все происходит, на сцене не видно, зато в первом действии почти все пространство занимает полузатонувшая надломленная мачта с парусом (художник – Сергей Австриевских), которая манит Катерину. Многозначительна и бочка с водой из которой Катерина с Варварой жадно пьют, и куда макают друг друга с головой до захлебывания, до судорог, словно пытаясь утопить опасные желания.
Кабаниха (потрясающая работа Ольги Тумайкиной) символически обертывает маленькую головку Кати (хрупкую нежную Евгению Крегжде язык не поворачивается звать «Катериной») нескончаемым куском плотной ткани (художник Ольга Нестеренко), делая это нарочито медленно, словно пытаясь навек запечатать чужие мысли и волю. Кто посмеет ослушаться Марфы Игнатьевны Кабановой, спрятаться от ее сверкающих всепонимающих глаз под темными грозными бровями? Катя недолго терпит жесткую башню на голове, давая своим волосам свободу. В трепетном, но упрямом взоре невестки Марфа Игнатьевна давно уловила то, что никто пока еще не почувствовал, не осознал, даже сама Катя. Свою короткую акварельную юность Кабаниха, выйдя замуж, густо замазала мрачными масляными красками, как же теперь позволить невестке природную непосредственность, легкость, прозрачность, манкость…. Не простит Марфа Игнатьевна Катерине ни снов вольных, ни движений быстрых, ни смелого взгляда, ни горячей жажды любви.
Обе актрисы накрывают зал такой мощнейшей энергетикой, что во время их диалогов зрители забывают дышать. Поединок их смертелен. Пуще жизни оберегает своего первенца Кабаниха, не собираясь делить Тихона с Катей. Не ужиться им под одной крышей. Под этой крышей любви не было и не будет, тут все обязаны жить по строгим правилам, такой порядок: ежедневно отдавать долг: жена - мужу, сын - матери.

Всегда так жили, и не пришлой молодухе попирать устои. Кабаниха же привыкла коротать бабий век как положено. О церкви не забывает, о душе со странницей Феклушей (занятный колоритный Евгений Козырев) беседует. А ведь все могло быть иначе, не зря харизматичный Дикой (Александр Горбатов) к Марфе захаживает. И вздымается тогда ее высокая грудь, и скидывает горячая Марфа Игнатьевна свои темные платяные оковы, пусть украдкой да на мгновенье, не замечая, как вездесущая Глаша (Любовь Корнева) подсматривает, а хитрая Феклуша льстиво нашептывает: «Нельзя, матушка, без греха - в миру живем!"
Кабаниха Ольги Тумайкиной - женщина, заключившая все свои нерастраченные страсти в Тихоне (убедительный Павел Попов). Слепая материнская любовь взрастила не мужчину, а жалкое мягкотелое существо. Тихону только приказывать: он покорен матери как кролик удаву, даже заикается от страха, когда она появляется. Действительно, жаль его: мог бы со своей Катей жить душа в душу, но даже не попытался: не борец он за семью, за волю. Тихона давно манит своя Волга на дне стакана - извечный уход русского мужика от всех проблем.
Как Кате хотелось прожить честно, по-хорошему, как в ее родном доме, но в этой семье по-хорошему не получится. Никогда не привыкнуть Кате к этим людям, душно с ними, сердце из груди рвется – как жить без любви? Не за кого ухватиться ей бедной, детей нет, некого голубить. Тихон с благословения матери предает первым, трусливо покидая город: «Как не уехать мне от вас всех, от грозы?», - забыться на неделю, а там, будь, что будет.
Слово «гроза» - женского рода, и в этой пьесе все решают женщины. Они правят мужчинами, наивно уповающими на законы «Домостроя», однако, женскому своеволию никакой закон не писан. От бесшабашно-порочной улыбки Варвары (страстная Екатерина Нестерова) можно ждать чего угодно: коварства и честности, дружбы и предательства. Варе можно все, матери совсем не до нее: пусть простоволосая нагуляется, все равно в чужой дом выдавать. Вот и балует она с Кудряшом (коварный Евгений Пилюгин) откровенно бесстыдно, а чтоб нескучно было грешить, бессовестно провоцирует Катю на свидание с Борисом. Не умеет Варвара любви выказать: вроде и жалеет Катю, развлечь ее хочет, и топит ее.
Мучительно долго рвется Катино нежное сердце, прежде чем «ухает» в пропасть. Осмелевший Борис (романтичный Леонид Бичевин) готов на руках носить свою возлюбленную, хоть пешком через Волгу.

Стремительно и поэтично выстроена сцена грехопадения: Катя летит на одеяле, как на волне, распахнув руки-крылья, а Борис кружит и кружит, увлекая за собой. Увлечь увлек, а пороху лишь на неделю хватило…



Ну, хватит рассказывать о спектакле, который непременно нужно посмотреть. Уверяю вас, что зрительских впечатлений хватит с лихвой, так что не бойтесь «грозы», идите в театр смело.

 спектакль "Гроза" - театр им.  Вахтангова, режиссер Уланбек Баялиев, композитор Фаустас Латенас, художник – Сергей Австриевских, художник Ольга Нестеренко, актриса Ольга Тумайкина, актриса Евгения Крегжде, артист Павел Попов

фотографии с официального сайта театра

материал опубликован в журнале "Театральный мир" № 4 за 2016 год