ВЕРНУТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ

Омский Государственный Академический театр драмы в октябре 2018 года привез в Москву несколько спектаклей, которые были представлены публике на большой сцене Театра им. Евгения Вахтангова. Эти два академических театра дружат еще со времен Великой Отечественной войны, когда коллектив Вахтанговского театра из Москвы был эвакуирован в Омск и свои спектакли играл на сцене Театра Омской драмы. Вот уже много лет между театрами существует прекрасная традиция обменных гастролей, способствующих поддержанию взаимного интереса театральной публики. Новый спектакль «Время секонд хэнд» (премьера в Омске состоялась в июне этого года) по документальной прозе Светланы Алексиевич открыл гастрольную программу. В зале — аншлаг: собрались омичи, ныне проживающие в Москве, самые заядлые московские театралы и почти весь цвет театральной критики. Множество человеческих историй собрала в своей книге «Время секонд хэнд» лауреат Нобелевской Премии писатель Светлана Алексиевич.

В центре постановки режиссера Дмитрия Егорова — судьбы простых людей. Через их монологи постепенно складывается пестрая картина нашей общей истории – истории современной России. Многоликому, многонациональному, многоконфессиональному народу как можно бережней надо относиться к общему прошлому, сколь бы болезненным и противоречивым оно ни было. Это крайне важно для общего мира. Театр вслед за писателем максимально честно предоставил слово россиянам самых разных убеждений. В советское время существовало понятие «единый народ». Люди были готовы на подвиги и лишения, лишь бы коллективно строить коммунизм. Советское общество и социалистический строй, незыблемые и вечные, рассыпались, как карточный домик.

В конце двадцатого века советские люди, так и не дожили до обещанного «построения коммунизма в отдельно взятой стране», зато обнаружили обман на обмане. Театр, не навязывая конкретную позицию, предельно тактично ведет разговор со зрителем. И зрители постепенно превращаются из свидетелей в соучастников, осознавая, что современная Россия, не стала бы такой без личного участия каждого гражданина. Этот документальный материал особенно переживается людьми старшего поколения. Молодежи он должен помочь осмыслить самое важное, чтобы не превратиться в «Иванов, родства не помнящих» — людей, которых новая революционная власть насильно приводила к общему знаменателю, перечеркивая родственные связи, стирая память о прошлом, лишая корней. Каких духовных монстров плодила советская власть, мы сознаем только сейчас, а тогда, воспитанные на героических книгах Аркадия Гайдара и Николая Островского, все восторгались военными лозунгами, родителями, посылающими детей под танки, пионерами-героями, комсомольцами, отдавшими жизни Родине-матери, ставшей для них важнее собственных матерей.

Советский фанатизм ничем не отличался от фанатизма любого рода, потому что умереть за чужую идею, оказашуюся потом фальшивой, также никчемно, как завоевывать чужие территории в интересах абстрактного государства. Властью обладают конкретные люди, от них зависят судьбы граждан. Обещания, лозунги – пустой звук. Никита Сергеевич Хрущев обещал, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», Борис Николаевич Ельцин клялся, что ляжет на рельсы, если допустит снижение уровня жизни народа. Ельцин не лег, а лег старый беспартийный защитник Брестской крепости…от стыда за государственное руководство. Вульгарно, даже подло звучит в исполнении нарядной нарумяненной Надежды Кадышевой и ее лощеных музыкантов яростная песня Виктора Цоя «Перемен! Мы ждем перемен!». Спектакль забирает не сразу, но умело выстроенная драматургия увеличивает накал.

Можно оспаривать то, чему не был свидетелем, но то, как сегодня разгоняют мирные демонстрации, не видел только слепой. И страшно, что не утихает Гражданская война, на которой ни за что погибли «комиссары в пыльных шлемах». «Люди-люди! Порождение крокодилов!» — утверждал один классик. Другой позже пожимал плечами: «Люди как люди… только квартирный вопрос их испортил…» Никогда не поздно задать самому себе вопрос: «Ради чего?» Никогда не поздно вернуться к своему человеческому…

Спектакль «Время секонд хэнд» по документальной прозе Светланы Алексиевич в постановке Дмитрия Егорова. Артисты: Наталья Василиади и Валерия Прокоп, Александр Гончарук и Татьяна Филоненко, Марина Бабошина, Ирина Герасимова, Всеволод Гриневский, Элеонора Кремель, Иван Маленьких, Николай Михалевский, Екатерина Потапова, Ольга Солдатова, Олег Теплоухов. Художник спектакля – Константин Соловьев. Режиссер мультимедиа – Наталья Наумова. Композитор — Настасья Хрущева.

Фото предоставлены Омским Государственным академическим театром драмы

материал опубликован в журнале "Театральный мир" №11 за 2018 год