В подвале Нового Пространства Театра Наций – новый мультимедийный проект «Я убил царя»

По словам режиссера Михаила Патласова, в каждом из нас таится неосознанное чувство вины, и этот гештальт совершенно необходимо завершить, пройдя виртуальный путь кончины царской семьи. История – наука личностная: крайне важны свидетели, и чем их больше, тем объективней складывается событийная картина. От печально знаменитой русской трагедии - расстрела последней царской семьи остались фотографии и документы. Сбор материала занял у постановочной команды спектакля около двух лет. Героями проекта стали не только члены царской фамилии, но также «особы, приближенные к императору», солдаты, охрана (за царя и против), люди, отдавшие приказ расстрелять царя, и люди, исполнившие приказ – несколько десятков человек.

Режиссер максимально погружает зрителя в атмосферу событий, предшествующих тем, что произошли в Ипатьевском доме в 1918 году, а также предоставляет возможность побывать в последнем приюте царской семьи.  Для постановки было выбрано подвальное помещение, где ничего не напоминает театр. Зрители сначала ищут вход, потом спускаются по узкой лестнице вниз, где в мрачноватом помещении ждут, когда их пригласят на инструктаж. После десятиминутного объяснения каждый  получает VR-очки (виртуальной реальности) и наушники и занимает отдельно стоящий стул. Место не имеет значение, все, что увидит зритель, будет у него перед глазами внутри очков, и зависит от его выбора, любознательности, терпения и желания. Полтора часа отводятся организаторами на просмотр, за которые нужно постараться охватить как можно больше  - материала собрано почти на три часа.

Каждый зритель попадает в свой виртуальный колодец, по стенам которого размещены фотографии. Они оживают, если на них направить курсор. Получается, что поворачивая голову в VR-очках в разные стороны, поднимая или опуская ее, становишься свидетелем оживших рассказов.

Артисты Театра Наций, тщательно подобранные Михаилом Патласовым в соответствии с портретным сходством с историческими личностями, достоверно (иногда даже мороз по коже) передают мысли и чувства всех участников трагедии – ее жертв и палачей.  Благодаря тому, что дочери Николая Первого увлекались фотографией, сохранилось много уникальных снимков. Вглядываясь в их лица, ожидаешь с трепетом, когда они начинают разговаривать. Этот переход от документального кадра к актерскому проживанию сделан очень тонко и тактично.

Евгений Миронов сыграл в этой постановке роль Николая II, Александру Федоровну – Ольга Белинская, Татьяну – Анастасия Шукевич, Ольгу – Рита Толстоганова, Анастасию – Дарья Белодед, Марию – Евгения Ивашова, цесаревича – Иван Щенин. Всего занято тридцать пять артистов. Кого-то из героев хочется слушать по несколько раз, кого-то ужасно неприятно видеть, к некоторым эпизодам возвращаешься. История – непростая, вокруг нее до сих пор не утихают споры. Последние дни ожидания приговора полны жизни и надежды. Члены царской семьи еще не представляют, что их ждет, а мы знаем, и от этого как бы становимся немножечко соучастниками, и как же хочется перемотать ленту истории обратно, как это образно предлагал Аркадий Аверченко.

Впервые театральный зритель остается наедине с происходящим, не чувствуя дыхание зала. Рассматривая столь близко светлые и живые юные лица, интеллигентные лица царской фамилии и сравнивая их с представителями другой породы людей с  маниакально горящими глазами - «следователей» и убийц, слушая их мысли и рассуждения, испытываешь невероятный  контраст самых разнообразных чувств.

Документального материала о последних днях Романовых, их житии, охране, расстреле и захоронении. Теоретически, хочется увидеть и услышать больше, но фактически, сил после полутора часов дикого напряжения не остается– ни моральных, ни физических.

Как щемит сердце от того, что столько лет такая огромная страна была  заморочена черными и лживыми идеями, погубившими сначала одну семью, а потом миллионы. Из сознания советского народа было стерто упоминание о слезе ребенка. Любые средства хороши для победы мирового пролетариата, утверждали вожди, выстилающие своими идеями дорогу в ад: «А кто не с нами, тот против нас…».

Самый острый момент наступает, когда против Романовых выстраиваются палачи. Камера переводит взгляд с лица на лицо, убийцы дергаются, руки тянутся к пистолетам, а Романовы – почти спокойны, не могут поверить в то, что сейчас произойдет. Каждый зритель  может себя представить на месте любого, и не знаешь, в какой роли страшнее, когда один за другим начинают раздаваться выстрелы…

В Театре Наций, творя искусство,  жгут сердца людей.

Я УБИЛ ЦАРЯ. Спектакль в очках виртуальной реальности - Театр Наций, режиссер Михаил Патласов

Этот мир придуман не нами...

Новый спектакль «Любовницы» по роману Эльфриды Елинек вышел  на Малой сцене Театра Наций. Ассоциации со словом  «Любовницы»  после этого  спектакля у вас будут совершенно иными.  Режиссер Светлана  Землякова, точно следуя тексту знаменитой австрийской писательницы, рассказала истории двух простых, почти примитивных созданий, попытавшихся перехитрить злую судьбу. Бригитта  (Елена Николаева) и Паула (Наталья Ноздрина) изо всех сил хотят лучшей жизни, чем у окружающих их женщин, но этот мир устроен так, что  возможность выбора у представительниц  слабого пола сильно ограничена.

В городке, где живет Бригитта, женщины до конца дней вынуждены трудиться на фабрике нижнего белья, и, если не выходят замуж, то с трудом сводят концы с концами. Бригитта надеется: «С мужчиной придет все самое лучшее…». У расчетливой Бригитты есть цель  - электрик Хайнц. Хайнц (Артем Тульчинский) знает об этом, но не торопится. Зачем менять свою жизнь, если и так все неплохо складывается? У Бригитты, конечно, «есть грудь, есть бедра, есть ноги, есть мохнатка…", и от волос ее исходит блеск спелых каштанов, но ведь женщин вокруг полно, только выбирай. Артема Тульчинского не узнать – таких конченых жлобов ему, кажется, еще не доводилось играть, но артист с юмором «рисует» своего героя, превращаясь в финале в этакого Иудушку Головлева. Родители Хайнца (Наталья Павленкова и Леонид Тимцуник) недовольны навязчивостью девушки: они хотят для сыночка более выгодную партию, а вовсе не Бригитту, у которой ни гроша за душой. Они просто не знают правило бумеранга…

Паула мечтает вырваться побыстрей из своей деревни, где мужчинам ничего не остается, кроме как тяжело вкалывать лесорубами, а женщинам - вести хозяйство и рожать детей. Романтичная девушка хочет выучиться на портниху и влюбиться, иначе придется всю оставшуюся жизнь обслуживать отца и братьев вместе с матерью. «Почему тебе должно быть лучше, чем мне?! Я никогда не стремилась стать лучше своей матери, она была домохозяйкой, и мой отец прибил бы меня, если бы я заикнулась…теперь, когда ты, наконец, можешь тянуть лямку вместе со мной, ты, оказывается, не хочешь. Выбей себе это из головы!», - злится мать (Наталья Павленкова) на Паулу. И не знаешь, кому больше сочувствовать - настолько тяжела и беспросветна женская доля в этом грубом мужском мире. Дочери, возможно, удастся вырваться, а вот мать ничего хорошего в этой жизни не видела и не увидит. У актрисы Натальи Павленковой без всякого утрирования и наигрывания получился портрет концентрированного женского несчастья.

Художник-сценограф Денис Сазонов создал аскетичное пространство, «открытое» и жестко ограниченное яркими световыми отрезками (художник по свету Сергей Васильев). Узкий металлический шкафчик - принадлежность фабричной раздевалки,  торшер и матрас олицетворяют  комнату Хайнца, холодильник и лавка – родительский дом Паулы. Художник по костюмам Екатерина Злая придумала каждому герою характерный колоритный образ. Наталья Павленкова и Леонид Тимцуник меняются  до неузнаваемости,  являясь на сцену, то расчетливыми родителями Хайнца - церемонными горожанами, то родителями Паулы - грубой неотесанной деревенской парой, меняя, разумеется, не только внешность, но и повадки, и голоса (высокопрофессиональная работа двух прекрасных артистов).

Молодые актрисы Наталья Ноздрина и Елена Николаева вслед за режиссером беспощадны к своим нелепым героиням. В их маленьких головках - только одна мысль-мечта: вырваться из заезженной колеи с помощью единственной собственности - тела. Все, что с ними происходит - какая-то пародия на человеческую жизнь, но их отчаянные попытки что-то изменить вызывают искреннюю жалость и сочувствие.

Паула Натальи Ноздриной – типичная блондинка, которой просто не повезло с местом рождения и средой обитания. Такой девушке с удовольствием бы устроил роскошную жизнь какой-нибудь столичный олигарх, но в глухой деревне молодость, красота и стройная фигурка ничего не стоят, ибо не несут  никакой практической пользы. Работящая выносливость и покорность -  другое дело.  Паула попыталась влюбиться в смазливого  Эриха (Олег Савцов), наивно решив, что он – ее шанс на спасение, но подставившись  грубому неотесанному самцу, Паула тут же беременеет и проходит все круги ада – от жестокого избиения собственными родителями до публичных издевательств  молодого мужа, возвысившегося в собственных глазах новым хозяйским положением. Нехитрый выбор отменен отсутствием альтернативы. Мужчины настолько значимы, что могут решать, ничего не решая. Женская доля – ждать и терпеть…

За своего вяло сопротивляющегося Хайнца, энергичная Бригитта, никогда ничему не учившаяся, готова глаза выцарапать любой конкурентке. Утонченная Сюзи (Муся Тотибадзе) – предел жлобских мечтаний семьи потенциального жениха, - сама еще не определилась, чего хочет (смешная и трогательная интеллигентная девушка из хорошей семьи), зато это абсолютно точно знает Бригитта. У Бригитты есть козырь - ее тело, которым она старательно ублажает Хайнца. Перед книжной недотрогой Сюзи готовность  и  угодливость упрямой  Бригитты  –  безусловное преимущество, а беременность – единственный шанс на победу.

Жесткость и откровенность романа смягчена режиссерской иронией. Трагикомедия в постановке Светланы  Земляковой  длится пару часов и держит в напряжении не хуже детектива. «Любовницами» театр не гарантирует почтенной публике расслабленный вечер, зато  гарантировано удовольствие от добротно сделанного и мастерски сыгранного спектакля.

фотографии Марии Зайвый

спектакль "Любовницы" - Театр Наций, режиссер Светлана Землякова, артисты Наталья Ноздрева, Елена Николаева, Наталья Павленкова, Леонид Тимцуник, Муся Тотибадзе, Артем Тульчинский, Олег Савцов

ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА 2018-2019 В ТЕАТРЕ НАЦИЙ

На пресс-конференции, посвященной открытию сезона представителей СМИ приветствовали художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов и директор театра Мария Ревякина, рассказавшие о новых проектах и планах на сезон.

Затем Евгений Миронов передал слово знаменитому канадскому режиссеру Роберу Лепажу: «Робер – режиссер мира, но я очень рад, что скоро в Канаде откроется его собственный театр».

Робер Лепаж признался, что чувствует себя счастливым, проводя эти несколько теплых дней в Москве и ощущая себя в Театре Наций, как дома. По примеру  российского Театра Наций режиссер собирается создать такой же театр, осуществлять совместные постановки со многими театрами мира. Театр Лепажа «Диамант» откроется в Канаде уже следующей осенью. А Евгения Миронова вновь ждет в России совестная работа с Лепажем (название спектакля пока держится в секрете).

В пресс-конференции приняла участие Ирина Прохорова – соучредитель Фонда Михаила Прохорова, которая выразила свое восхищение театральной творческой средой: "В Театре Наций формируются площадки, на которых  создается новый язык театра...».

Затем Евгений Миронов представил режиссера первого премьерного спектакля сезона Дениса Бокурадзе, который неоднократно становился лауреатом и победителем Фестиваля театров малых городов России, являющимся важнейшей составляющей совместной программы Государственного Театра Наций и Министерства культуры РФ по поддержке театров малых городов. Главный режиссер Новокуйбышевского театра Денис Бокурадзе откроет новый сезон в Театре Наций спектаклем "Театр чудес" по новеллам Мигеля де Сервантеса.

 Евгений Миронов объявил представителям СМИ, что следующий XVII-й Фестиваль театров малых городов России пройдет весной 2019 года в г. Камышин Волгоградской области.

В заключение пресс-конференции Евгений Миронов поздравил заочно с днем рождения режиссера  Кирилла Серебренникова, пожелал ему скорейшего освобождения и объявил, что с нетерпением ждет осуществления их с Кириллом новых творческих планов.

ПРЕМЬЕРЫ СЕЗОНА

Основная сцена

Премьера одного из самых ожидаемых спектаклей сезона – мюзикла «Стиляги» по повести Юрия Короткова – намечена на февраль 2019 года. Творческая группа во главе с режиссером Алексеем Франдетти начала подготовку к премьере в январе 2018 года, когда состоялись первые кастинги. Всего на кастинг прислали заявки более 2500 человек.

В апреле на Основной сцене запланирована премьера спектакля «Тартюф» в постановке Евгения Писарева, художник спектакля – Зиновий Марголин.

На май запланирована премьера спектакля Андрея Могучего по прозе современного писателя Романа Михайлова, художник спектакля – Мария Трегубова.

В мае начнутся репетиции спектакля «Дядя Ваня» в постановке одного из лидеров современной французской режиссуры, художественного руководителя Парижского театра «Одеон» Стефана Брауншвейга. В главных ролях: Елизавета Боярская и Евгений Миронов.

Малая сцена

Новый сезон Театра Наций начнется 11 сентября на Малой сцене премьерой спектакля «Театр чудес» режиссера Дениса Бокурадзе.12 и 13 сентября также можно будет увидеть эту премьеру.

27 сентября здесь же состоится премьера спектакля из цикла «Наше всё… Ахматова. Свидетель», автор и исполнитель Дмитрий Сердюк, ранее сочинивший спектакль «Наше всё... Бродский».

В декабре 2018 года на Малой сцене запланирована премьера спектакля «Любовницы» по роману нобелевского лауреата Эльфриды Елинек (Австрия), в постановке Светланы Земляковой, в главных ролях – Елена Николаева и Наталья Ноздрина, ученицы профессора Олега Кудряшова, участницы многих спектаклей Театра Наций.

Новое Пространство Театра Наций

Новый сезон в Новом Пространстве откроется 8 сентября выставкой «Aз 444» и творческим вечером «Вселенная русской азбуки», в котором примут участие писатель Людмила Улицкая, лингвист Максим Кронгауз и историк Алексей Юдин. Кураторы выставки – архитектор Андрей Чернихов, художник Михаил Погарский.

«Аз 444» - выставка-посвящение русскому букварю.

444 – символическая дата со дня напечатания русской азбуки Иваном Федоровым во Львове 8 сентября 1574 года.

В экспозиции - факсимиле букв, составляющих слово АЗБУКА из русских азбук различных эпох: «Подарок детям на память об Отечественной войне 1812 года» Ивана Тербенева (1815 г.), «Азбука в картинах» Александра Бенуа (1904 г.), «Звездная азбука» Велимира Хлебникова и «Советская азбука» Владимира Маяковского (1919 г.).

      

Также среди экспонатов представлены графические листы русских шрифтов архитектора-художника Якова Чернихова (1945-1951 гг.), произведения русского живописца и графика Андрея Ланского, а также работы современных художников Владимира Немухина, Игоря Шелковского, Василия Власова, Владимира Наседкина, Юрия Гордона, Эвелины Шац, Василия Власова, Игоря Макаревича, Михаила Погарского и проект «Русский Букварь» 2018 года.

Всего на выставке можно рассмотреть около 100 произведений из архива-коллекции Международного архитектурного фонда им. Якова Чернихова, коллекции AVC Cherity Foundation и личных собраний художников.

Кураторы: архитектор Андрей Чернихов, художник Михаил Погарский.

Выставка подготовлена Международным объединением художников «Книга художника», Международным архитектурным благотворительным фондом им. Якова Чернихова, AVC Cherity Foundation.

Период работы выставки «Аз 444»: 9-27 сентября.

  

Спектакли Нового пространства:

Первая премьера Нового Пространства в новом сезоне – спектакль «Снегурочка» молодого режиссера Олега Долина. Этим спектаклем в Новом Пространстве задает старт лаборатория детских проектов.

В конце сентября работу лаборатории продолжит проект «Таинственная история с привидениями» режиссера Полины Стружковой – "одного из самых успешных постановщиков детских спектаклей в нашей стране", - как отозвался о Полине художественный руководитель Театра Наций.

В рамках празднования 100-летия со дня рождения Александра Солженицына здесь будут представлены спектакли другой лаборатории, проходившей в Новом Пространстве в 2017 году, «Красное колесо» – «На “Дне”», «Ячейка» и «Вагон системы Полонсо».

Одна из самых важных работ Театра Наций в Новом Пространстве запланирована на январь 2019 года, подготовка к ней началась уже летом 2018 года. Документальный проект «Последний дворец последнего царя» готовит команда во главе с  лауреатом "Золотой маски" режиссером Михаилом Патласовым.

- "Наше Новое Пространство располагается в особняке 1812 года, в нем и будет инсценирована история Ипатьевского дома, расстрела и следствия по делу. К этому делу до сих пор много вопросов...", - сказал народный артист России  Евгений Миронов.

В течение сезона в Новом Пространстве планируются различные перформансы, концерты, лекции, в частности, в октябре состоится премьера спектакля-променада «Домашние танцы» (Living-room Dancers).