ПЬЯНЯЩАЯ СВОБОДА БУНТА

http://mywishlist.ru/pic/i/wish/orig/008/085/517.jpeg
«Бунтари»– насыщенный по темпу и ритму музыкально-театральный драйв, эдакий увлекательный капустник, который захватывает и не отпускает все те два часа, что длится. За это время на сцене, как в цветном калейдоскопе, перед вами промелькнет несколько исторических эпох, в которых жили и действовали герои и предатели, дворяне и крестьяне, декабристы и народовольцы, кумиры, знаменитые личности и просто различные колоритные персонажи. Режиссер Александр Молочников костяк своей команды подобрал и сплотил еще во время подготовки к первой своей постановке в МХТ в 2014-м году – спектакль «19.14». Команда с тех пор разрослась, и нынче за МХТ играют: Игорь Вдовин, Денис Бургазлиев, Юрий Кравец, Григорий Сиятвинда, Илья Дель, Артём Быстров, Артём Волобуев, Павел Ворожцов, Александр Кузнецов, Ростислав Лаврентьев, Светлана Иванова-Сергеева, Иван Ивашкин, Алексей Кирсанов, Кузьма Котрелёв, Артём Соколов, Евгений Сытый, Софья Ардова, Нина Гусева, Вероника Тимофеева…

Крепко сбитая команда играет азартно: с импровизационного джем-сейшна начинается и заканчивается спектакль.

 

В финале на авансцену выскакивает сам режиссер и начинает весело-бешено «дирижировать», что тоже добавляет настроения и драйва. Актеры и музыканты так заряжены, что энергетически, как хорошая рок-группа, покрывают стадион. Рок всегда объединял людей, делая их друзьями, единомышленниками, помогал сопротивляться застою, болоту, системе. Эпоха застоя давно прошла, заржавели и распались цепи, но бунтарей сегодня, практически, нет. Никто никого никуда не зовет и ничем не воодушевляется: «Все стихло, все давно молчит…».
Молодой режиссер Александр Молочников, вдохновившись идеей отца (Молочникова старшего), его биографией и личным участием в питерском неформальном движении 80-х годов ХХ-го века, с головой окунулся в историю бунтарства, придумал для своей постановки интересный ход: все герои произвольно являются автору в сновидениях. И не надо требовать логики в развитии сюжета. «Бунтари» – это не пьеса, а пьянящая свобода творчества, юношеская любознательность и горячее желание проникнуть в суть разных исторических эпох, нырнуть в прошлое, чтобы разобраться в настоящем.


Композитор Игорь Вдовин и художник Николай Симонов несколькими красочными штрихами и деталями (каждый в своей области) обозначили времена, из которых являются публике герои. Некая романтическая небрежность общего фона только оттеняет точное попадание в персоналии. Пушкин и Пестель, Каховский и Нечаев, Бакунин и Карл Маркс – вполне узнаваемы, а Александр Сергеевич в исполнении Григория Сиятвинды, лихо проносящегося по сцене на роликовых коньках, сыплющего рифмами во все стороны, так и вовсе неотразимо смугл и заразительно задирист в чудном косматом рыжем парике (костюмы Марии Даниловой).


С любовью использованы отрывки из знаковой для восьмидесятых телевизионной программы «Музыкальный ринг», видеоцитаты Юрия Лотмана, Бориса Гребенщикова, Петра Мамонова и музыкальные советские хиты. Пока в интеллигентной дворянской семье юного Лопахина (Илья Дель) душевно распевают «Бричмуллу», вернувшийся с заграничной учебы взрослый отпрыск, нахватавшийся вольностей, ёрничает, скептически ухмыляется и уходит из отчего дома в народ. В Европе давно живут не так, поют другие песни, и наш «герой» с зеленым панковским чубом бежит просвещать народ, делиться достижениями западной демократии, рассказывать о конституции. «Странные речи наш Герман говорит, весь двор от него бегает, а по вечерам все время выходит в файв-о-клок какой-то…» Авторская ирония расцветает махровым цветом в сценах народовольческих выступлений. Наивная Софья Перовская (Нина Гусева) ждет еще более наивного Германа Лопатина – возглавить движение: «Ведь движение, это – пять, а нас пока четыре…» Вся эта розовая маниловщина заканчивается с приходом грозного нигилиста Сергея Нечаева (Александр Кузнецов), хрипло призывающего ничего не перестраивать, а просто сразу «мочить ублюдков» (мы-то с вами уже знаем, где их мочат). Невероятно смешон холеный Бакунин – чистая пародия Дениса Бургазлиева, удивительное портретное сходство. Рассудительный революционер Бакунин не торопится вернуться в Россию: у него в Швейцарии – лечебные воды, массаж, танцы и неоконченный перевод «Капитала»…

А вот декабристы тайно и тщательно готовятся к выступлению на Сенатской площади. Они все настроены серьезно и величественно, особенно Трубецкой (Юрий Кравец). Не спят сутками Пестель (Павел Ворожцов) и Рылеев (Артем Волобуев), сочиняя новое государственное устройство, им кажется, что жизнь только теперь наполнилась смыслом и будет прожита не зря, что народ их поймет и поддержит («Если бы знать…», – горько заметит через годы Антон Павлович Чехов). А «солнце русской поэзии» (Григорий Сиятвинда) все кружится и кружится на роликах, потому как «если он сядет, наступит ночь».

Император (Ростислав Лаврентьев) искренне сокрушается глупости задуманного: «У них же всех имения заложены в моей государственной казне!» Погибнуть, но жить в памяти благодарных потомков полагали декабристы, народовольцы и революционеры, пытаясь изменить ход российской истории. С высоты исторического опыта, всем давно известно, что «запад нам не указ», что «русский бунт бессмысленен и беспощаден», что лучше уж народ не будить (зачем вот декабристы разбудили Герцена?). Бунтари в России всегда оставались одиночками, а русский рок – не только музыкальное направление, это – судьба, и чаще всего злая…


Но чья-то совесть не спит и другим не дает уснуть, провокации (хотя бы театральные) бередят стоячее болото, а благодарный потомок в лице Александра Молочникова отдает дань смельчакам. Дань добровольную, осмысленную и еще не оконченную…


Фото: Анастасия Коротич, Екатерина Цветкова

материал опубликован в журнале «ТЕАТРАЛЬНЫЙ МИР № 2 2016г. "ПЬЯНЯЩАЯ СВОБОДА БУНТА"

режиссер Саша Молочников спектакль Бунтари, МХТ им. Чехова