В театре на Малой Бронной поставили завораживающее действо под кодовым названием «Слово о полку Игореве». И не надо опасаться серьезного сценического воплощения знаменитого архаического произведения. «Слово» по-прежнему остается литературным памятником, который даже прочесть, не то, что понять, нынче могут немногие. Режиссер Кирилл Вытоптов и драматург Саша Денисова  предварительно проделали интересную работу,  разбавив сложный для восприятия концентрированный текст XII–го века вербатимом XXI-го века – монологами реальных людей,  с которыми в процессе репетиций встречались артисты.

 Остроумная идея, ироничная постановка, талантливое исполнение заслуживают признания самой широкой публики. Возможно, матерые критики и не найдут в спектакле глубинных смыслов, зато театралы-любители непременно получат удовольствие.
Артисты, представляя своих героев, отрываются по-полной, кажется, что присутствуешь на экзамене по актерскому мастерству, где невидимый председатель приемной комиссии раздает «абитуриентам» нелепые задания с явной целью завалить экзаменующихся (строгий голос откуда-то сверху руководит действиями персонажей), а те стараются блеснуть изо всех сил и способностей.  Персонажи для древнерусского  исторического  эпоса выбраны забавные. Речь в спектакле Театра на Малой Бронной идет не о разовом роковом походе князя Игоря с верной дружиной на половцев, а о пестрых судьбах непутевых российских охранников, пытающихся денно и нощно много лет доказывать свою необходимость и пользу, чтобы их взяли на работу или просто не выгнали. Для этого надо изречь свое «Слово».

На сцене – вполне узнаваемый турникет со  стеклянной будкой охранника (художник Нана Абдрашитова), преграждающий вход в любое, уважающее себя учреждение. За стеклом – суровый мужчина в черной форме с желтыми буквами на груди и спине - «ОХРАНА». Пока помещение пополняется охранниками, зрителю предоставляется время изучить  место действия:  старые облезлые ковры, диваны, железного «коня». Сей гимнастический снаряд когда-то был широко популярен в школах, где на уроках физкультуры  физрук тщетно пытался привить ученикам – мученикам любовь к  спорту. Большинство ЧОПовцем, которым по статусу положено быть сильными и выносливыми, явно в школе были хилыми, а теперь и подавно не в состоянии справиться с «конем».

Десять безымянных охранников под бездушными номерами проходят жесткий отбор, вероятно, в княжью дружину, для чего строгий голос экзаменует на понимание старославянского языка и физическую подготовку, предлагая неожиданные задания. Публика хохочет, пытаясь беззвучно повторить услышанное. Это, правда, смешно и загадочно. Зрители так до конца и не узнают, куда рекрутировали мужиков, так и не увидят никаких былинных подвигов, только явление Князя - призрака на коне, в латах и кольчуге да материализовавшийся плач таинственной Ярославны.

У каждого персонажа за плечами - своя история, которой он охотно делится. Из биографий десяти охранников складывается пестрый портрет преимущественно мужского населения страны, давно забывшего не только о вышедших из употребления словах, но и о «подвигах, о доблести, о славе». «Дремлет храброе Олегово гнездо», охраняя магазины, учреждения, банки, поликлиники и пр. На их лбах навеки впечатано: «Враг не пройдет!»… только, враги – кто и где? И где поле брани? И что за брань такая вообще? «Брань» только с уст срывается, причем не только у охранников, а поголовно у всего народа. Охранникам современным совершенно нечего делать, кроме, как разгадывать кроссворды, чаёк заваривать да иногда «держать и не пущать» мирное население.

Убедительны и забавны персонажи Леонида Тележинского и Андрея Субботина, Дмитрия Варшавского и Аскара Нигамедзянова, Егора Барановского и Владимира Яворского, Дмитрия Цурского и Олега Полянцева. Актриса Лина Веселкина появляется аж в трех разных обличиях – вызывающей  подозрение девахи в кожаном прикиде, мятущейся горюющей Ярославны и пожилой  консьержки, вполне довольной своей жизнью.

Незатейливые биографии, жалобы на все подряд, смутное беспокойство   («надо что-то делать»), вечный морок… а  Ярославне все равно остается лишь плакать над распростертыми телами, хоть и не убитыми, а только сонными и бездеятельными…
Страна охранников и скреп - наши вечные грабли!