Рождение и бессмертие

В Центральном академическом театре Российской Армии состоялась премьера одной из самых театральных пьес Михаила Булгакова - «Кабала святош». Постановка главного режиссера ЦАТРА Бориса Морозова, хоть и рассчитана на малый зал, сделана с большим размахом – зрелищно, динамично, ярко.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=bb9effc9c9b7ca75b78a137f71cedde3-l&n=13

Закулисье – всегда интригует и завораживает, какому зрителю не хотелось хоть раз туда заглянуть? А этих кулис, то есть - интриг, связей, измен в «Кабале святош» намного больше, чем выступлений на сцене. В спектакле много интересного и занимательного, исключая, пожалуй, костюмы, излишне стилизованные и безвкусно-пестрые, буйную фантазию художника, впрочем, можно оправдывать местом действия - театр в театре.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=df2b0258547c5f3f7cbb3aa06784e1be-l&n=13

Захватывающее повествование о великом драматурге режиссер Борис Морозов закольцевал рождением Жана-Батиста (Андрей Егоров). С первых секунд «маленький недоношенный хрупкий» будущий гений заявил о себе всему свету. И в финале режиссер напомнит зрителям, с чего все начиналось. Невозможно представить себе французскую, да и мировую культуру без сочинений господина де Мольера. Но на сцене ЦАТРА мы не увидим запылившегося окаменевшего классика, великую недоступную знаменитость – перед нами живой, талантливый, измученный интригами творец Жан-Батист Поклен – человек, щедро одаренный различными театральными талантами драматурга, режиссера, артиста.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=267fa652910234dd948a16978b18171f-l&n=13

Артист Андрей Егоров сумел передать весь трагизм своего героя, не скупясь на эмоции, полностью отдавшись своей роли. И тут было, что играть. Великий Мольер вынужден был отвечать не только за написанное и поставленное им на сцене театра (нужно понравиться публике и угодить королю), но и за игру актеров, за их жалованье и судьбу. Судьба самого художника, благодаря прекрасной пьесе Михаила Афанасьевича Булгакова, проходит перед глазами за пару часов сценического действия. Счастливой ее не назовешь: тонкая натура не выдерживает жесткости любой авторитарной власти. Так было и во времена Мольера при короле Людовике ХIV и во времена Булгакова при Сталине. Властители любили слыть покровителями искусств, и в семнадцатом, и в двадцатом веках, губя при этом самых талантливых творцов.

http://teatrarmii.ru/public/images/kabala/DSC_4828.JPG

В «Кабале святош» Бориса Морозова нет политики, хотя интрига святош показаны точно, хлестко, иронично. Церковная братия в лице Отца Варфоломея (Андрей Кочинов) и других священников – одна из больших удач спектакля. Большое удовольствие наблюдать за артистом Николаем Лазаревым в роли Людовика Великого, сумевшим порой одним движением бровей передать лукавство и своенравность короля-солнце. Король, в отличие от бедного драматурга, баловень судьбы, любимец женщин, ласковый деспот. Его величество даже не опускается до наказаний и ругани, для этого в его окружении есть специальные люди, а ругаться дозволяется лишь «справедливому сапожнику - шуту (Денис Кутузов), которого Король-Солнце вызывает в случае надобности.

http://www.yamoskva.com/sites/default/files/imagecache/ib_large/images/%20%D0%90%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%B8.%20%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B0%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%88.%2024.04.17.39..jpg

А вот Мольеру отношения с женщинами никогда не приносили счастья, самой главной его любовью всегда была Мельпомена. Изменив постаревшей верной подруге Мадлен (Ольга Богданова), Жан-Батист сам оказался преданным хорошенькой и недалекой Армандой (Елена Сванидзе). Слаб человек. Но силен талант. И кто знает, как сложилась бы жизнь Мольера, обладай он другим, более выдержанным характером.

История не терпит сослагательного наклонения, но честно славит Великих.

Про кабалу стараются не вспоминать, но имя Мольера знает каждый школьник, оно дорого театралам всего мира.