Пьеса известного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга  в постановке  режиссера Кирилла Серебренникова, как родная, вписалась в нынешнюю полубезумную российскую действительность.  Персонажи пьесы страшно кого-то напоминают, а узнаваемость и пережитый большинством опыт говорит о том, что у таких героев происходящая  история добром не кончится.

Первую половину спектакля зрители еще сочувствуют главному герою – м(ученику) Вениамину (Никита Кукушкин). Потом за него становится страшно, а в итоге - жутко и страшно за всех, кроме него. М(ученик)  фанатично  защищает Библейские постулаты, словно все задались целью их специально нарушать. Безумно сверкая глазами, Вениамин яростно и непримиримо втолковывает неразумным окружающим Священное Писание.

Мать Вениамина (Юлия Ауг) – разведенная, махнувшая на себя рукой, несчастная женщина, у которой в жизни одна забота – вырастить сына. Она   никак не  может понять, что происходит, что мальчик вырос банальным  моральным уродом, хотя не пьет, не курит, наркотиками не балуется. Вениамин, просто-напросто,  положил Библию на всех и вся. Он цитирует Евангелие, с точностью указывая номера строф, которые дублируются на экране - для тех немногих «истово верующих», что приходят в театр оскорбиться и оскорбить художников (неужто, и библейские  цитаты их могут покоробить?).

Как справиться с подкованным м(учеником) учителям, находящимся не в теме? Директор школы (отличная работа Светланы Брагарник), воспитанное в советский период, само не слишком образованное, оказывается беспомощной и от того, еще более агрессивной. В  головах взрослых, воспитанных в советское тоталитарное время, все перепуталось: атеизм и  вера в коммунистическое светлое будущее, период полной безнадеги девяностых и повальная устремленность в официальное православие  до сих пор неискушенного в делах религии нынешнего населения.

Безуспешно учитель биологии Елена Львовна  (Виктория Исакова), вооруженная объективными научными фактами, пытается в одиночку спасать м(ученика) Вениамина. Ни ученик не хочет ее понять, ни руководство школы, уверенное, что имеет право решать судьбы. Чужими жизнями легко распоряжается и сам Вениамин, обладающий страшным оружием: маниакальная истовая вера придает ему силы и сбивает с толку не только растерянных ровесников, но даже взрослых. Что уж  говорить о несчастном парне-инвалиде, которому Вениамин внушает возможность исцеления наложением Библии на больную ногу, когда даже педсовет боится разломать сколоченный из книжных полок крест, используя его в качестве стола для заседаний.

С наркотиками, сексом и трудностями переходного возраста школа уже сталкивалась, а вот с религиозным православным фанатизмом…это что-то забытое, дореволюционное…

Героине Виктории Исаковой, сражающейся за душу ученика, приходится всерьез взяться за Священное Писание, чтобы в равном бою ответить цитатой на цитату. Увы, самоотверженная молодая женщина терпит поражение за поражением - и в личной жизни, и в работе…

Любой догматизм агрессивно уничтожает вольные ростки и мешает развиваться. Школа не в состоянии ответить на все вопросы, мучающие  новое поколение учеников, но и Библия не может помочь душе, если эта душа жаждет кары человечеству, а не его спасения. М (ученик) не «поступается принципами»: если для веры надо принести человеческую жертву, он, не колеблясь, принесет. Если чуда не случится, значит надо найти врага, виноватого в этом. И врагом Вениамин назначает единственного учителя, попытавшегося понять ученика. Спаситель, как всегда, оказывается в меньшинстве. Антисемитизм и многочисленные фобии недоразвитого общества укрепляют агрессивную решимость. Плохие ученики уроков не учат, потому наступают  все на те же исторические грабли.

Но спектакль, несмотря на ужасы действительности, имеет достаточно оптимистичный финал. Режиссер Кирилл Серебренников не собирается сдаваться, и не сдает своего героя-сопротивленца: хрупкая училка оказывается одним воином в поле борьбы за здравый смысл. Она прибивает свои кроссовки к полу в знак протеста, не собираясь никуда «сваливать»,  вопреки ожиданиям масс. Главной героиней спектакля оказывается она, а не м(ученик), и зрители в финале аплодируют ей стоя. Сначала ей, а потом и всей талантливой команде.

 

фотографии с официального сайта ГогольЦентра