Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка художественного стекла.

Масштабный ретроспективный выставочный проект «На просвет. Художественное стекло советской и постсоветской эпох» демонстрирует произведения искусства  XX-XXI веков из собрания музея.

      

Коллекция художественного стекла Всероссийского музея декоративного искусства является одной из крупнейших в мире и насчитывает около 4000 единиц хранения. Лучшие специалисты начали формировать собрание с момента открытия музея в 1981 году. Избранные произведения с всесоюзных выставок декоративного искусства, первые авторские образцы - результат работы художественных лабораторий на стекольных заводах, уникальные работы из мастерских и студий, плоды дерзких экспериментов на стекольных симпозиумах – всё это и сформировало музейную коллекцию современного стекла. Благодаря энтузиазму и профессионализму музейных экспертов, поддержке Министерства культуры  (вначале - СССР, а затем Министерства культуры РФ), коллекция музея постоянно пополнялась и представляет сегодня великолепное собрание произведений художественного стекла советской и постсоветской эпох.

          

Выставка объединяет около 400 произведений художественного стекла, многие из которых будут показаны впервые. Цель проекта — продемонстрировать результаты художественного поиска и творческого эксперимента в таком удивительном виде искусства  как художественное стекло.

«Красота должна стать частью повседневной жизни, войти в быт. Я утверждаю, что обед из красивой тарелки и чай из красивой чашки вкуснее и потому полезнее. Искусство, окружая повседневно человека, смягчает нравы, оно развивает вкус масс» — Вера Мухина.

                       

    

Красивые тарелки и чашки, универсальный граненый стакан, хрусталь для "Советского шампанского", знаменитые графины, поразительные люстры на станциях метрополитена, и "рубиновые" звёзды башен Московского Кремля – результат большой совместной работы технологов, мастеров и художников по стеклу.  Вместе с миллионными сериями заводских изделий, появлялись уникальные художественные идеи и рождались шедевры авторского стекла.

Выставка, организованная музеем декоративного искусства – не  простой хронологический показ, а скорее демонстрация  удивительных возможностей  разных техник, приемов, используемых при работе с хрупким и необычным материалом. Часть технологий известны человечеству уже много столетий, некоторые приемы и секреты стали доступны только с развитием науки и техники в XX веке.

          

Центральное место в экспозиции отведено произведениям и авторам, без которых нельзя представить становление отечественного и мирового художественного стекла. Начиная с первых экспериментов конца 1930-х годов, связанных с именами Веры Мухиной, Алексея Успенского, Николая Тырсы, через период открытий и расцвета стекольных заводов 1960-1980-х годов, к авторскому стеклу 1990-х и студийным тенденциям художественного стеклоделия начала XXI века.

Выставка включает следующие разделы:

- Гутная техника – древнейший вид горячей формовки изделий из стекла – выдувание плюс лепка и рифление.

                                                                            

- Пластика – основной пример новаторского подхода в советском стеклоделии – произведения Веры Мухиной.

                    

- Роспись по стеклу – эта техника декорирования пришла в Россию в середине 17 века. Стеклянные изделия могут расписываться как масляными, так и эмалевыми красками, а также – люстровыми красками, содержащими оксиды различных металлов. Роспись  можно сочетать с протравой, штриховкой, глазурью, придающих предметам богатый и разнообразный декор.

    

- Хрустальвысокосортное стекло, отличающееся особым блеском и прозрачностью. Само слово происходит от слова «кристалл», горный хрусталь - самый чистый бесцветный и прозрачный кварц.  Производство хрусталя (стекла с солями свинца) было известно еще в Древнем Риме, но европейцами открыто заново в 18 веке.  Свинец увеличивает показатель преломления света, и потому хрусталь так любят использовать для изготовления художественных изделий. Отделка хрусталя «алмазной гранью» позволяет получить эффект многократного отражения света и создает радужную игру световых бликов.

     

- Оптическое стекло – самое сложное в изготовлении, поскольку требует высочайшего качества. Началом промышленного производства считают 1811 год, когда стали выпускать два сорта оптического стекла  - крон и флинт. С середины 1960-х годов это стекло используется не только как материал для производства оптических приборов, но и как современный декоративный материал, позволяя художнику работать с чистыми формами, отстраняясь от утилитарного предназначения предмета.

        

- Арт- объектпонятие, родившееся в синтетической концепции русского авангарда. Это самостоятельный вид искусства со всем разнообразием приемов, техник и методов воплощения. К работе с художественным стеклом обращаются архитекторы и художники других направлений.

     

В конце 20 века популярным становится соединять авторское стекло с другими материалами – дерево, металл и пр. Отражением этого процесса были Российские триеннале стекла, проходившие во Всероссийском музее декоративного искусства с 1995 по 2011 годы. Некоторые из этих арт-объектов были приобретены музеем, благодаря этим выставкам.

         

    

  

Выставка будет открыта для посетителей с 9 октября 2019 года по 13 января 2020 года

Купить билет