Время нашей жизни ограничено и скоротечно, оно утекает и во время теплого общения с близкими людьми, и во время долгих собраний или никчемных  застолий. Вопрос в том, как каждый человек сумеет потратить отпущенное ему судьбой драгоценное невосполнимое время. Время - субстанция хрупкая, обращаться с ним надо бережно, а вот отцы главных героев пьесы «Человек в закрытой комнате» драматурга Татьяны Загдай предпочли душить время алкоголем, и дети в их время не вписались. Герои спектакля режиссера  Виктории  Печерниковой прописаны в конкретных  девяностых годах, когда страну трясло от больших перемен. Взрослые выживали, как могли, а если не получалось, то отцы семейств гасили свои проблемы водкой, дети в таких семьях росли, не ведая, что такое чувство собственного достоинства и самоуважения. По этой причине у них не складывалась нормальная взрослая жизнь.

Вырвавшись из своего захолустья в Москву, главная героиня спектакля Аня (Ирина Швец) десять лет пытается начать новую жизнь, называет себя Жанной, находит работу в столичном бутике, но твердой почвы под ногами, как не было, так и нет. Аня узнает о смерти отца и возвращается домой, чтобы его похоронить. С этого момента начинается действие, в котором Аню (и зрителей) ждут потрясения.

Драматург, режиссер дарят зрителям невероятную, в то же время вполне типичную  историю утраченного времени, которая поначалу удивляет, даже пугает,  потом смешит, а затем догоняет и накрывает с головой. Помните старую  добрую «Сказку о потерянном времени»? Там юных лентяев/лоботрясов злые колдуны превратили в старичков, им-то поделом досталось, но в сказке все заканчивается хорошо, а в черной комедии главных героев судьба наказывает ни за что, и финал открыт, каждый додумает себе сам.

Авторы спектакля придумали новый жанр – «заблудшая быличка». Есть несколько заблудших душ, с которыми случаются были и небылицы. Артисты  театра «Поиск» рассказывают, показывают, поют, одним словом – исполняют, то включаясь, то отстраняясь от своих героев, отчего притчевое повествование приобретает внебытовой рисунок, хотя и без бытовых деталей тут тоже не обходится. Помимо основных персонажей в действии участвует фольклорный ансамбль забавно причитающих «бабок», явно не с этого света. Художник-постановщик Александра Новоселова, помимо  собранного в финале на скорую руку поминального стола у соседей, а до того - холодной каталки в морге, кровати с покойником и коробок с «наследством», устроила на сцене настоящий автопробег. Старенькая, вполне реальная «Ока» переживает несколько дорожных происшествий, но помогает героям до конца.

Сбоку от авансцены то и дело возникают дорожные знаки – объясняющие, предупреждающие, запрещающие, все как положено. Дорожные знаки есть, а дорог не видать - все так запутано.

Анне/Жанне  не позавидуешь. Похоронные дела осложняются тем, что усопшего отца придется везти куда-то в райцентр, чтобы получить свидетельство о смерти. Никакая Скорая помощь за бумажкой в село не поедет, нужно отправляться в путь со странным пассажиром. Помочь (за деньги) вызывается друг детства Костик (Максим Макаров). У Кости жизнь тоже не задалась – отбывает в родных краях условный срок за воровство. Им есть, что вспомнить, и что обсудить.

Разворачивается криминальная, очень смешная и страшная история. Героев ждет  несколько душевных объяснений, а также ссор и драк, перемежаемых фольклорными напевами. Лесосибирские артисты молниеносно переодеваются, примеряя и тут же обживая новый образ. Не забыть, с какой скоростью три артиста театра «Поиск» (Олег Ермолаев, Виктор Чариков и Максим Макаров) переиграли всех персонажей «Мертвых душ» в спектакле Олега Липовецкого. Оказывается, в этом театре вся труппа на такое способна.

По очереди выходя из «бабушкинского» ансамбля, они солируют в ролях санитара (Андрей Толкачев), полиционерки  (Юлия Шарабаева), патологоанатома (Артем Чербаков), сотрудницы  крематория (Анна Лесько) и соседей.

В воспоминаниях Анны / Жанны отец (Виктор Чариков) оживает, она же с ним так и не поговорила при жизни. Пока Аня с Костиком мыкаются с  «живым трупом», он активно участвует в процессе запоздалого воспитания дочери.

Трагедия людей в том, что им не хватает времени при жизни выстроить и наладить отношения. Проще злиться и обвинять других в своих бедах вместо того, чтобы наслаждаться миром, который вовсе не так уж плох, и любить - прощать тех, кто рядом. В каждом человеке есть любовь и доброта: и в пропащем отце, и в запутавшемся Костике, и в колючей, словно подросток, Ане, главное, уделить им время.

Спектакль Виктории Печерниковой есть надежда, что можно попробовать жить иначе, ибо даже в закрытой комнате есть, как минимум одно окно и одна дверь, за которыми свет.

Ирина Швец, Максим Макаров, Виктор Чариков, Наталья Гамеза, Артём Чурбаков, Юлия Шарабаева, Андрей Толкачев, Анна Лесько

Фото: Людмила Сафонова