Мастерски скроенное, великолепно поданное полотно – это новое «Кабаре» в постановке Евгения Писарева на большой сцене Театра Наций. Режиссеру Писареву зрелищные вещи отлично удаются, а что может быть зажигательней кабаре с его вокальными и танцевальными номерами, призванными развлечь посетителей, сделав из них верных   поклонников жанра. У режиссера Писарева в рукаве всегда спрятано еще много козырей – это  тщательно подобранная постановочная команда!

Многоплановую сценографию Зиновия Марголина (подвижная, фактурная, крупная, мрачная) и откровенные костюмы от Виктории Севрюковой (художник Севрюкова умеет не только одевать, но и смело раздевать героев, наконец-то, ее коллекция нижнего белья сыграла одну из главных ролей) - все это не устаешь разглядывать на протяжении всего спектакля – столько в них  интересных исторических деталей, столько смысла.

Помимо мастерского визуального ряда, следует отдать должное музыкальному руководителю и дирижеру-постановщику Евгению Заготу, педагогу по вокалу Эльмире Диваевой, благодаря которым музыка Джона Кандера и стихи Фреда Эбба звучат на уровне лучших образчиков мюзикла.

Огромную лепту в успех спектакля внесли хореограф Дмитрий Масленников и режиссер по пластике Альберт Альбертс, сочинив   оригинальные номера для солистов и ансамбля, который перечислять сложно, но поверьте, кастинг достойный.

Главным действующим лицом «Кабаре» в моем составе для меня стал Конферансье – Олег Савцов.

Не знаю, кого благодарить за этого молодого артиста, которого с удовольствием наблюдаю вот уже в нескольких спектаклях. Для Савцова роль Ведущего чуть-чуть на вырост, но исключительно, в силу его молодости, ибо мастерства и опыта ему точно не занимать. Его герой, отпуская скабрезные шуточки, гримасничая, паясничая, успевает  десятки раз переодеться, переменить внешность, сыграть несколько  ролей (одна из лучших – контролер-таможенник в поезде).

Конферансье поет, танцует, дирижирует, руководит, объявляет мизансцены, продвигает сюжет, вдохновляет «девочек» и «мальчиков» (тех самых, что на любой вкус). Когда герой Савцова обещает зрителям показать все, что они захотят, это можно воспринимать совершенно буквально: показывают все, а каждый видит то, что хочет.

– Кто-то зацепится за откровенную эротику, кто-то будет внимательно следить за любовной историей солистки берлинского кабаре Салли Боулз (Юлия Чуракова – отличные вокальные номера)

и заезжего американского писателя Клиффорда Брэдшоу (Сергей Кемпо – живой образ интеллигента-неудачника).

Кто-то – за трогательными и трагическими отношениями возрастной пары: одинокой и чопорной фрау Шнайдер (Елена Шанина) и застенчивого добрейшего владельца фруктовой лавки герра Шульца (Александр Сирин).

И все с тревогой отслеживают возрастающее влияние нацистской партии, которая в 1931 году вела себя почти вежливо, разве что постепенно начала притеснять права евреев (одного из активистов нацистского движения Эрнста Людвига ярко и объемно сыграл артист Театра им. Вахтангова Дмитрий Соломыкин).

Наивный герр Шульц имеет еврейское происхождение, но уверенно считает себя коренным немцем и убежден, что все наладится: «похулиганят мальчишки, и все...».

Текст либретто в переводе  Алексея Франдетти отлетает со сцены в зрительный зал в хорошем темпе, без задержки, без занудства и без тормозов.

Ансамбль артистов великолепен, не знаешь, кого выделить: все – такие яркие горячие штучки, что порой вздрагиваешь от бесстыдства и пошлости персонажей и думаешь, ну… режиссер – проказник… а потом анализируешь, что творилось в Берлине 1920-30-х гг. (по рассказам очевидцев, фильмам и художественной литературе), и воспринимаешь все без купюр и с благодарностью за скромность передачи изображения.

 

«Кабаре» – один из самых злободневных спектаклей, виденных мной за страшно долгое время. Развлекательный жанр ненадолго пытается оторвать зрителей от политики: «– Мы же не про политику, мы – люди искусства…».

Но невыученные уроки истории «пеплом Клааса» бьются в наши сердца, призывая, умоляя, досадуя. Сколько еще должно погибнуть людей, чтобы человечество стало беречь мир?

«Германия встала с колен в другую позу», «Жить стало лучше, стало веселее», «Мне нравится это безумие, как все веселятся, будто завтра будет война», «Мы думаем о будущем нашей страны, мы построим новую Германию» – цитаты, заставляющие вздрагивать.

Как же хочется забыться в отвязном «Кабаре» и пару часов не вспоминать о жизни за стенами театра, но театр – зеркало жизни, которая, чем дальше, тем страшнее:

– Если ты не против всего этого, то ты – за!

– Вам легко говорить «не сдавайтесь», у вас – американский паспорт…

Чем депрессивней время, тем безумней люди, тем гаже они используют свое время и свои жизни. За провокациями, подпитывающими адреналиновые потребности, прячется животный страх, и на каком-то этапе, когда прожорливость потребностей уже невозможно удовлетворять, а количество невозможно регулировать, страшная черная масса катится вниз, погребая под собой все, даже знаменитый немецкий порядок, а заодно любые достижения науки и искусства.

Может, еще можно остановить занавес?

 

фотографии Иры Полярной