Александр Усанин: «Миру нужна новая идеология, которую ему принесет Россия...»

 На днях прошел Международный онлайн-форум «iDIPLOMATIA: молодёжь Мира» — 2020, который рассмотрел вопросы развития межрегионального и международного взаимодействия молодежи по вопросам безопасности, молодежной политики и использования современных медиатехнологий.

   Форум важный. Повестка интересная. И прежде всего тем, что именно молодежь сегодня способна содействовать правительствам стран в эффективном освоении современных технологий «мягкой силы», задавать позитивные социальные тренды и формировать мирную повестку сотрудничества территорий. На мероприятие съехалась молодёжь из разных стран мира. Целью встречи стал обмен передовыми наработками по применению «мягкой силы» для Мирного развития планеты в условиях цифровой реальности.
   География Форума разнообразна: Россия, Индия, Китай, Бразилия, Португалия, Франция, Германия, Канада, США, Киргизия, Польша, Монголия, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Сирия, Алжир, Египет, Израиль, Замбия, ЮАР, Абхазия, Австралия и др. Экспертами выступили руководители молодежной политики, общественных организаций, медиа и IT эксперты, историки, эксперты в области экологии и сельского хозяйства, мультимедийной журналистики, медиаграмотности, политологии, региональной безопасности, профессионалы в области кибербезопасности, философы.

   "До сих пор философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его" – в прошлом веке старшее поколения россиян заучивали эту фразу в институтах. Но современный подход к этому другой. Впрочем, и до Маркса еще Сенека успел сказать, что «философия есть нечто не побочное, а основное». Прежде любого конкретного решения должно бы лежать его прочное философское осмысление. Ну и действительно куда идти, если непонятно куда.

    Одним из интереснейших событий форума стал аналитический доклад известного философа, писателя, общественного деятеля, просветителя и учредителя Премии за доброту в искусстве «На Благо мира», вице-президента Фонда «Светлый мир» Александра Усанина.

   Если судить по событиям последнего времени, рассказал на форуме Александр Усанин, то Россия всё чаще стала выступать на международной арене с миротворческой миссией. Вот и недавно примирила воюющие стороны в Нагорно-Карабахском конфликте. И получается, что и дальше весь мир ожидает от России соответствующей миротворческой идеологии. Так что понесет Россия миру? Какую идеологию?

  Александр Усанин предлагает нам пойти путем эволюции человечества. Переходом его на путь нравственной эволюции. Дело в том, считает писатель, что до последнего времени человечество совершенствовало вещи, которые людей окружают, и это породило проблему неразумного потребительства, которое в свою очередь обернулось экологической катастрофой в планетарном масштабе. Но сейчас пришло время отставить эту идеологию, и начать развиваться самому человечеству.

  По Усанину, проблемы современного общества рождены деятельностью на платформе ума. И чтобы они ушли в прошлое, человечеству необходимо подняться на уровень разума.

   Довольно часто, говорит Александр Усанин, два этих слова «ум» и «разум» употребляют как синонимы. Но это - разные понятия. Ум отвечает за выживание, обеспечение телесных потребностей. Разум отвечает за самопознание и совершенствование отношений с другими. Наличие разума делает человека существом социальным. И привычные всем слова и понятия - социология, социализация, социализм - имеют близкое содержательное наполнение. Их, кстати, можно заменить одним словом - отношения. Разум даёт нам способность осознанно совершенствовать свои отношения со всеми, кто нас окружает. Со всем мирозданием и Богом в целом.
  Обладание одновременно и умом и разумом делает человека как бы существом двойственным: социальным и индивидуальным. Человек индивидуальный — это человек умный. Человек социальный — это человек разумный.
  Чем больше развиваются технологии, направленные на удовлетворение тела и ума, и чем меньше при этом внимания уделяется совершенствованию внутреннего мира людей, качеству их отношений друг с другом и их окружающим миром, тем меньше в людях остаётся человеческих качеств. Тем больше люди совершают бесчеловечных поступков.
  Вся история со всей очевидностью доказывает, что прогресс человечества — это прогресс человечности в людях. Человечность — это культурно-нравственное развитие самого человека, развитие его разума и обретение им.
   Разум имеет антиэнтропийную природу, он стремится всегда только к увеличению знаний, к пониманию истинной природы вещей. А в высшем его проявлении стремится к постижению Бога, к восстановлению своих с Ним отношений. Интеллект, то есть разум — это антиэнтропийный инструмент, предназначение которого заключается в том, чтобы возвышать человека, возвышать душу из обречённой на тлен энтропийной материи.
  Человек развивает свой разум тогда, когда он сосредоточен на том, чтобы принести всестороннее благо всем, кто его окружает, опираясь на свои все таланты и навыки. Это и есть человечность!
   Согласно всем существующим на этой планете религиям, отмечает Усанин, цель человеческой жизни заключается в том, чтобы все люди раскрыли в себе все хорошие качества и воссоединились с Всевышним. А главная цель глав государств заключается в том, чтобы помочь людям в этом. В этом же заключается и их ответственность перед Богом.
   Сегодня руководители стран подобны директорам школ, которые оценивают положение дел в своих школах по уровню технической модернизации учебного заведения. При этом совсем не берётся в расчёт сам учебный процесс — чему дети учатся, и учатся ли они чему-то вообще? Только скажите, задает нам вопрос Александр Усанин, а какой толк от того, что школа хорошо оборудована и хорошо выглядит. Что с того, если ученики в ней, забыв про учёбу, дерутся и убивают друг друга? А именно это и происходит сейчас, причем во всех странах.

   Интересным образом вся эта ситуация связана с экономикой. В нынешней системе координат главным для всех государств является ориентация на прибыль и продажу товаров, а не развитие человека как личности. Но… когда люди находятся на платформе ума, они становятся индивидуалистами и деградируют нравственно из-за неверно расставленных целей и приоритетов. И соответственно, экономику может поправить сегодня даже одна правильная расстановка приоритетов.  
  Александр Усанин показывает, как это работает на известном всем образном восприятии. В России есть поговорка: «Не ставь телегу впереди лошади!». Развитие в людях их человеческих качеств — это лошадь прогресса, а материальное благополучие — это телега, говорит Александр Усанин. Когда лошадь находится спереди телеги, то двигаются они вперёд намного быстрее.
   Человечество будет развиваться намного интенсивнее и правильнее, если оно будет перемещено из экономической системы координат, которая порождена мышлением на платформе ума, в систему координат, отражающих развитие у людей разума и развитие их человеческих качеств.
    Количество у людей разума, нравственности и ответственности проявляется в качестве их отношений, напоминает Александр Усанин. Тогда как можно оценить  положение дел в государстве? Его необходимо оценивать по тем показателям, которые отражают качество отношений между людьми. И это очень важно. Из негативных показателей это: количество разводов и абортов; количество детей, воспитываемых в неполной семье; количество престарелых людей, оставшихся без поддержки детей; количество безработных, а также бездомных людей; количество бытового насилия. А также преступлений всех видов: коррупции, различного рода социальных конфликтов, количество суицидов, депрессий, психических заболеваний и стрессов.

   А из положительных показателей можно взять  — количество официально заключённых семейных союзов и крепких семей; количество золотых свадеб, людей, ведущих здоровый стиль жизни; увеличение продолжительности и качества жизни; отношение людей ко всем окружающим их существам и к природе; количество сохранённых и приумноженных природных ресурсов и  т.п.

  Если государства станут ориентироваться на развитие человечности в людях и будут оцениваться по тем показателям, которые отражают качество и уровень их отношений, то тогда и работа всех общественных институтов будет перенастроена так, чтобы они все работали на улучшение этих показателей.
   Например, система образования окажется настроенной таким образом, что её главной задачей станет привитие детям возвышенных качеств, стремление к всестороннему нравственному саморазвитию. То же самое касается и кино, телевидения, средств массовой информации. Они тоже автоматически окажутся настроенными так, чтобы нести людям высокую культуру общения, станут содействовать развитию института брака, вдохновят людей к проявлению своих лучших качеств.
  
   Когда курс человечества станет вновь правильным, это повлечёт улучшение дел в том числе, и в экономике потому, что в тех странах и государствах, где люди заботятся еще и о благе друг друга, - там растут безопасность и стабильность. И экономика приходит в порядок при уменьшении различных ненужных затрат и издержек!